среда, 28 апреля 2010 г.

Вторая книга "Русская Россия" часть 8

Открытие казачьего праздника состоялось в центральном концертном зале, на несколько тысяч мест. Видимо, казаки потрудились на славу – потому что все помещение было заполнено народом. Меня посадили на почетное место в зале. И началась программа таких лихих выступлений, что зрители чуть ли не все время стояли на ногах и кричали «любо». Какие приехали самородки земли русской - главное дети, молодежь и целые семьи. В конце программы вдруг объявляют: "Просим отца праздника «Душа России», подняться на сцену». Я думаю: «Интересно, кто же он?» Сижу и жду, кто поднимется. Никого нет. Опять голос из-за кулис через микрофон: «Отца праздника Александра Шахматова просим на сцену». Пришлось выйти и раскланяться, но этим не ограничилось, из зала послышалось: «Спойте, спойте...» И тут я пустил свой голос. Накопилось много всего на душе. Я никогда так не пел «Двенадцать разбойников», как в тот вечер. Пришлось петь на бис "Ах, ты Настасья". Закончился концерт тем, что все участники вышли на сцену и спели "Славься, ты славься, наш русский царь"! Это было нечто бесподобное. Люди в зале встали и тоже пели. Следующее выступление у меня было днем в школе перед старшеклассниками. Здесь мне не нужно было петь, лишь прочитать лекцию о современной молодежи в мире. Самое интересное - это вопросы студентов. Вопросы умные и прямые. После чего сели в «Волгу» и поехали в какое-то село, где уже был объявлен мой концерт, и довольно своеобразно. По дороге встречались большие вывески: «У нас поет Шахматов». Собрались крестьяне, кто после работы, кто после бани: дети, подростки, бабушки и дедушки. Я очень жалею, что у меня с собой не было камеры, чтобы заснять все, что там происходило. Описать невозможно. Концерт затянулся, и я вернулся в санаторий только к одиннадцати часам ночи. Подъезжаем и видим: на улице толпа народа, все легко одеты, а на дворе конец октября. Что же это такое? Быстро выскакиваю и подхожу к собравшимся. Спрашиваю, в чем дело. 0ни говорят, что кто-то позвонил и сообщил, что в санатории заложена бомба. «Что еще придумали» - подумал я. Главное, в этот вечер была чья-то свадьба: невеста и жених вместе с гостями вынуждены были раздетые стоять на улице больше часа. Но если это было покушение на меня после пресс-конференции, где я говорил все достаточно откровенно, но почему должны страдать невинные люди? Бомбу милиция так и не нашла. Всем разрешили вернуться в здание. Я решил на следующий день улететь в Москву. В столице я остановился на частной квартире. Позвонил Николаю Петровичу Бурляеву, чтобы узнать, как он поживает. Он сразу пригласил меня прийти на открытие всемирного кинофестиваля "3олотой Витязь" в концертном зале «Россия», которое было запланировано на завтра. Днем сходил на Красную площадь, помолился в Казанском соборе, который только что восстановили. Под вечер зашел домой, чтобы переодеться, и вижу опять «мастера» около телефонного ящика квартиры. Я спросил его, в чем дело, на что получил ответ: «Произошла поломка».
Надел вечерний костюм и пошел на открытие кинофестиваля. В зале собралось много русских, среди них были и мои знакомые. Я спросил у хорошего знакомого, почему когда я останавливаюсь на частной квартире, сразу приходит мастер для починки телефонной связи. Он мне ответил: «Вешают жучка». «Что за жучок?» «Подслушивающее устройство», объяснил он. Тут мне стало ясно, почему везде появляются мастера.
Николай Петрович Бурляев - талантливый русский актер, режиссер и незаурядный общественный деятель. Он один из первых заметил, какая сила зла хлынула на разрушение красоты, добра, нравственности и традиций на отечественной земле. Он один из тех, кто встал на защиту театров, кино, актеров, режиссеров, русского искусства. И вот уже несколько лет самоотверженно проводит кинофестиваль "Золотой Витязь", под девизом: "За нравственность очищения человека и возвышение его души». Поэтому-то я охотно откликнулся на его приглашение. Концертный зал «Россия», где можно вместить несколько тысяч людей, был переполнен. Такого скопления русских в одном месте давно не наблюдалось. Встречал всех участников знаменательного события военный духовой оркестр русскими маршами и раздольными мелодиями. Все были одеты опрятно, не так, как сейчас одевается цивилизованная масса в публичных местах. Открытие праздника началось гимном кинофестиваля, затем вышел председатель объединения всеславянских кинематографистов и отец всемирного кинофестиваля «Золотой Витязь» Н. П. Бурляев, поприветствовал всех присутствующих и прочитал поздравительные обращения от разных организаций и известных личностей. После этого объявил кинофестиваль открытым. Программа началась с представления членов жюри, которые один за другим занимали свои места на сцене. Далее были выступления с приветственными словами от актеров и режиссеров и музыкальная часть программы, где выступал хор и певцы. В завершение Николай Петрович пригласил меня на сцену поприветствовать кинофестиваль как бы от русского рассеяния. К этому я был не готов.
Поднялся на сцену, подошел к микрофону и произнес: «Я благодарен Богу, что впервые за десятилетия присутствую на открытии духовного фестиваля. Значит для человечества не все еще потеряно. Я много поездил по белому свету, жил в разных странах, видел, что человечество пришло к духовной деградации. Здесь я увидел иное. Надо, чтобы такие события проходили чаще. Я родился за границей, но я русский и предан России. Сегодня я как бы с Луны свалился на Землю. Вот поэтому мне очень трудно понять, почему фестивалю нет приветствия от президента России, когда девиз фестиваля, его задача - возрождение духовности народа? Глава правительства не должен стоять в стороне, когда речь идет о святых понятиях - духовном здоровье людей».
После торжественной части Николай Петрович пригласил меня на банкет. Хотя я не любитель таких встреч - еще в Голливуде приелись, но из-за русского подвижника пошел. Собрались там все звезды русского театра и кино. Но самые яркие - это Никита Михалков, Станислав Говорухин, Татьяна Доронина, Наталия Варлей и другие. Здесь тоже были речи, в последнее время весь мир много говорит на темы, как дальше жить и что делать. Николай Петрович, видимо, решил меня полностью загрузить, и тут тоже попросил к микрофону. В этом выступлении я призвал всех верить в себя и в Отечество, смуты уже были на Руси и теперешняя неразбериха тоже изживется, то есть пройдет. Но это не означает, что нужно сидеть и ждать у моря погоды, все обязаны увидеть правильный выход из этого положения - не путем кровавых переворотов, а путем духовным, русским, созидательным, предупредительным и сберегающим. Выступление я закончил песней "Россия родина моя!"
Одновременно с кинофестивалем в Москве открылась выставка еще одного русского подвижника - гениального художника Ильи Глазунова, в Манеже. А так как я не был знаком с его творчеством воочию, то решил не упускать такой замечательной возможности. Поднялся из метро и увидел массу людей. Сначала я подумал, что опять какая-то политическая демонстрация, но когда хотел пробраться к Манежу, то понял, что все это очередь на выставку. Мне повезло: люди, которые стояли уже у входа, узнали меня, то есть видели меня по телевидению, и сразу любезно пропустили в выставочный зал. Громадный зал Манежа был заполнен картинами русского художника и его учеников. Таких больших полотен, исполненных с такой тонкостью, я не видел, хотя посетил многие музеи мира. Весь день провел на выставке и не ощутил усталости. Вот что значит настоящее искусство. Назавтра Вячеслав Клыков со своей ратью собирались ехать на Куликово поле и пригласили меня. Мы разместились в автобусах и поехали на знаменитое русское поле, где произошла историческая битва, имевшая для России большое значение. По дороге перед моими глазами проплывали батальные сцены, я представлял, как русские войска шли на смерть, грудью защищая родную землю, как падали с винтовками и мечами в руках смертельно раненные солдаты. Я видел, как великий князь Димитрий шел получать благословение у святителя Сергия Радонежского.
Вот и само поле Куликово, каким знают его потомки. Здесь берет начало великая река Дон. Автобусы подвезли нас к белоснежному православному храму, с зелеными куполами и золотыми крестами. Чуть поодаль находится памятник павшим за Святую Русь. В храме было много народа, но священника не было, нам объяснили, что он еще не приехал. Поставили свечи, и пошли поклониться могилам доблестных предков. Было приятно видеть, что все хорошо убрано, нет грязи и мусора, над могилками растут яблони и березы. Срывали яблоки и поминали русских героев. Но, к сожалению, в такой юбилейный день народу было мало в связи с политическими и экономическими проблемами. После полудня приехало местное начальство, на площади поставили микрофоны, и началась официальная программа юбилея. Конечно, опять речи, от которых я уже устал: все говорят правильные слова, но, как и везде, не договаривают. Все еще оглядываются, не слушает ли кто из высшей власти. Выступил Вячеслав Михайлович Клыков, который всегда говорит достойно. В его словах и речах всегда присутствует любовь, преданность Отчизне и боль за нее. Когда я слушал его, мне в голову пришла мысль - вот кто должен стать государем нашего Отечества - русский, православный, здоровый телом и духом человек! Но, к нашей трагедии, да и трагедии всего человечества, русским во власть в двадцатом веке вход запрещен. Еще понадобится много времени, чтобы русскому человеку очистить дорогу в Кремль. Это не потому, что другие умнее и лучше, нет – потому, что у нас очень много накопилось грехов, ошибок и попущений и, находясь на священной земле, хочется воскликнуть святому Димитрию Донскому: «Прости отче, за наши грехи и попущения!»
И здесь меня не обошли, нашли у дерева и пригласили что-нибудь сказать собравшимся. Первым делом передал низкий поклон от всего русского рассеяния. Сказал, что да, я родился на чужбине, но по духу родился и остался русским человеком и певцом, и никогда не имел границ с матушкой Россией. И вот уже несколько лет провел на родной земле, где остро ощутил падение национального самосознания, патриотизм стал ряженым, русские называют себя советскими и россиянами, и на фоне всего этого предательского поведения лжепатриоты оправдываются и винят всех и вся. Когда же человек или народ начинают винить всех и вся за свои прегрешения, допущения, беды, это есть слабость и бесполезное оправдание, а в итоге уничтожение себя, нации и государства. По закону природы недруги, паразиты прививаются только на слабом человеческом и национальном теле. К сожалению, наш великий русский народ, который духовно, культурно и научно питает все человечество - вселенную, а на родной земле, дома, отказывается от ответственности за допущенное мракобесие, что служит разрушению духовно-культурного и традиционно-исторического фундамента, принадлежности и государственности. Вот уже восемьдесят лет идем за лукавыми лозунгами: «Долой царя и самодержавие!», «Да здравствует интернационал и власть народная!», «Перестройка», «С демократией до Америки!», «Через рынок выходим на планету»... Все-таки удивительное явление, неужели еще не научили и не образумили нас кровавые времена, открытый геноцид? Нет русской семьи, в которой кто-либо не погиб из родных и родственников, не говоря уже о государственном произволе. Похоже, что нет. Видимо, ещё недостаточно бед и пролито крови, продолжаем по сей день делиться на политические партии и расцветки. Главная причина нашей трагедии в том, что в большинстве своем мы отвергли Бога - Творца, предали родную историю, предков, потомков и себя. И, конечно, нельзя в безбожное, развратное и разрушительное время быть неосторожным. То есть, если доверять, то знать кому, людям верующим и с благими деяниями, но ни в коем случае тем, кто с дьяволом и злыми делами. Причина наших бедствий еще и в том, что мы продолжаем поддакивать врагам, употреблять предательские и политизированные слова и ярлыки, такие, как "русские эмигранты", "русские зарубежные, чужие...", чего нет ни в какой другой нации, а революции были у многих народов и во многих странах. И уму непостижимо, что в России идет исторический отчёт времени не с основания Русской державы, а с петровско - никонских реформ, ленинской революции и горбачевской перестройки. Да, мы допустили три революции - духовную в 17 веке, физическую в 1917 году и психическую в 1985 году. И почему-то объявляем празднование 300-летия Российского флота, а, как говорит история, Русский флот был уже во времена князя Олега! И тогда не только плавали корабли, но и передвигались на колесах, с парусами по суше. Нашему Русскому флоту уже более 1000 лет! Так что, дорогие и родные братья и сестры, во всем виноваты мы, сами, и пока это не осознаем и не сплотимся в одно спасительное движение, не станем самими собой, не вернем достоинство и честь нации и державы, русские обречены на рабство и вымирание. Простите, что задержал ваше внимание, но накипело. Больно за свой народ и матушку - Россию. Сотни людей приняли мое выступление «на ура». Значит, есть еще русский дух в народе, есть еще порох в пороховницах. Конечно, есть, в этом у меня нет сомнения!
Опять по автобусам и поехали к батюшке Дону, к роднику, где была найдена икона. Над родником Слава Клыков соорудил часовенку. Помолились около Нее, выпили Святой воды из родника, молча постояли, помянули тысячи русских душ, и расположились трапезничать, на траве, под открытым небом, на Куликовым поле.
Там мы оставались до вечера, размышляли о своей истории, быте, затем вернулись в Москву. Теперь мне нужно было ехать в Петербург, выполнять свое обещание - дать концерт в Колонном зале Петербургского университета, сделать запись для радио и дать интервью. Сел на скорый поезд "Стрела" и покатил в город на Неве. В этот раз меня пригласили остановиться Анна Петровна и Владимир Николаевич Красильниковы у себя, в центре города. Это было очень удобно, так как я люблю бродить по городу во время белых ночей. Супруги Красильниковы - очень гостеприимные люди и интересные собеседники, так что я с удовольствием расположился у них. В Питере я уже был и чувствовал себя там, как дома. В первый же день поехал в летний дворец Петергоф. Какое великолепное творение! Сад с фонтанами! Дворец! Осмотрел все комнаты и гостиные дворца, вышел в сад, сел на скамейку и размечтался. Думал, почему человек создает такое чудо-красоту и сам же разрушает? Одно поколение строит, а другое сносит. И это не только у русского народа. Происходит какое-то сумасшествие. Видимо, действительно, в каждом веке происходит духовная деградация, и люди начинают вести себя неподобающе. Насколько деградация глубока и разрушительна - зависит от духовно-культурного состояния народа. Чем сильнее народ отрывается от своих корней, быта, тем больше он наносит ущерба себе.
На следующий день съездил в Петропавловскую крепость, где находится усыпальница всех русских царей династии Романовых. Собор только начали восстанавливать, на территории крепости еще присутствуют советские государственные учреждения, что нарушает духовный покой. В двенадцать часов традиционно выстрелила пушка, дала знать об истории города.
К концерту я готовился с замечательным молодым пианистом, студентом консерватории, где все инструменталисты играют на высоком уровне. Видимо, есть хорошие учителя, чего нельзя сказать о вокалистах? с учителями здесь проблема, и немаленькая. Талантливые учителя уже ушли в другой мир, а молодые не успели приобрести у них знание. Проблема педагогами по вокалу - это глобальное явление, здесь духовное состояние тоже дает о себе знать. Без духовности нет и культурности, а о грамотности не может быть и речи. Опять все, как дважды два четыре. Все возвращается на круги своя. Один ответ: без духовности ничего не может быть здорового. Концерт прошел с большим успехом, в таком прекрасном зале пелось легко. Да и слушатели были достойные люди: профессора и студенты университета. После музыкальной программы мне еще пришлось отвечать на вопросы. Люди интересовались, как наши соотечественники живут на чужбине, как прошли мои детища - праздники русской духовности и культуры по России, какие планы на будущее, чем могут быть полезны петербуржцы. То есть, не пора ли провести такое событие в городе на Неве. На это я ответил: «Всё зависит от вас, я только могу помочь, у вас много своих умов и талантов». В тот же вечер я написал обращение главе города и передал через Анну Петровну. Посетил Мариинский театр, еще раз прошелся по Невскому проспекту, зашел в святую лавру Александра Невского, поведал святителю все, что я сделал на родной земле, поблагодарил приютивших меня милых людей, простился и уехал в златоглавую столицу.
Провел несколько дней в Москве и уехал в город Тулу, на гастроли. Правда, в полном смысле гастролями это назвать нельзя. Когда певец на гастролях – значит, что он зарабатывает деньги, а тут все концерты благотворительные, все помощь и для души. Город Тула, как известно, славится гармонями и оружием, здесь находятся заводы по их производству. Решил я прокатиться на электричке, посмотреть, как простые люди живут. Сел в вагон, народу много и все заняты своими мыслями. Почти что все с сумками и мешками, кто везет продукты, кто вещи для продажи, а кто с тем, что удалось купить. По вагонам ходят люди, предлагают всякие иностранные книги, газеты и журналы, на русском языке. Заинтересовался и я, попросил показать мне книги. Оказалось, все предлагаемые издания были насквозь пошлые, развратные и фальшивые. Такие издания я нигде не видел на западе, такую нечисть вряд ли допустит даже разлагающийся мир, чересчур много сатанинского. Все основано на диком сексе и убийстве. Пожилые люди от этого плюются, а молодежь клюет на эту злую наживку. Главное, что распространяют эту пакость нищие люди, им уже нет разницы, ущербно это или нет, лишь бы собрать на еду копеечки. Вот и тульский вокзал, встречают меня казаки и сразу везут на пресс-конференцию, где уже ждали журналисты с радио и телевидения, чтобы вечером уже передать репортаж о прибытии певца из Австралии. Встреча прошла благополучно, острых вопросов не задавали. После повезли показать город. Я увидел великолепный русский православный собор и попросил остановиться, чтобы зайти и помолиться. Заходим и видим вместо икон винтовки, кинжалы, пулеметы и гранаты. Оказалось, что внутри святого храма находится оружейный музей. Я был так разочарован! Понятно, что все это тоже достояние нашей России, но почему в святом храме? Посмотрели на замечательное оружие и готовы были выходить, когда в одном месте под куполом я увидел остатки древней росписи, остальное закрашено. Спросили женщину-гида, почему так?. Она объяснила: «Это странное и загадочное дело. Давно был приглашен художник, чтобы написать на святых образах что-нибудь современное и светское. Он сделал себе площадку и начал зарисовывать изображения, но у него ничего не получалось, то кисть выпадет из рук, то лестница свалится, то краска опрокинется. Мучился художник, мучился и отказался. Пригласили другого маляра, тот вообще чуть не убился, упал с высокой лестницы. С тех пор все и осталось, никто не хочет больше браться за эту работу».
Из собора, где продолжается осквернение, мы поехали перекусить, а затем уже на концерт. Обедали у одного казака в деревне, все овощи со своего огорода. Да, казаки умеют работать на земле, но им еще не дают права это делать. «Приходится самовольничать» - промолвил старый казак. Душа имеет желание, хочется трудиться на своем участке земли по-хозяйски, но увы. Глубоко вздохнув, казак выпил и крякнул. Мне, человеку, родившемуся на земле, в деревне, понятно, как страдают труженики земли. Обидно, что везут все из-за границы, из разных стран, а своему народу не дают кормить себя. Где же логика? Можно торговать с другими странами, даже нужно, но нужно и свой иметь товар для продажи. Выходит, что мы беспокоимся о благополучии других стран, а сами с голоду вымрем? Потому что денег на покупку иностранных продуктов у нас нет, вот ходим и облизываемся, как нищие, и это на такой богатой черноземной земле, где все растет, только вовремя посади. Поблагодарив милую хозяюшку, я прилег отдохнуть перед выступлением.
Народу на концерт пришло больше, чем мог вместить зал, некоторые стояли в проходах. Пел я под оркестр струнных народных инструментов. Песни мне были хорошо известны, впелся в них, так что пелось свободно, музыканты тоже не подкачали. После концертной программы народ не хотел расходиться. Так же, как и всюду, земляки хотели узнать, как нам живется за морями и долами. А меня спрашивали, когда я вернусь домой, в Россию, навсегда. На такой вопрос мне приходится часто отвечать. Для меня он звучит странно. Во-первых, возвращается тот, кто уезжал, а я родился на чужбине, и никогда не был гражданином России, и из нее не уезжал. Я даже против того, чтобы меня называли эмигрантом. Какой же я эмигрант, когда я не уезжал из Отчизны? Да и вообще, я не признаю такие слова, как эмигрант, зарубежный, чужой - это все политика, а она в двадцатом веке бесчеловечна. Двадцатый век останется в истории, как самый ущербный, жестокий к человеку и природе. На следующий день дал еще один концерт и вернулся в связной пункт моего пребывания на Российской земле, в город Москву, где меня ждала печальная весть - заболел брат Виктор. Я принимаю решение ехать в Оптину пустынь помолиться и попросить помощи у русских святителей. На святую землю отправился на автомобиле. Заехали в Калугу, затем поехали в монастырь. Вскоре перед нами открылись два монастыря: справа женский с великолепным собором, а слева мужской - Оптина пустынь. Переехали речку и увидели множество идущих в монастырь людей. Подъезжают полные автобусы и подвозят паломников со всей Русской земли. Люди иногда неделями добираются до святого места, на поезде, на автомобилях, пешком. Приблизились к монастырю и увидели ворота, а над ними святые образа - это вход в монастырь, тропинка вправо ведет в скит. Трепетно было переступить порог монастыря, не верилось, что я нахожусь в Оптиной пустыне. Внутри было много народа, среди которого и строители, восстанавливающие русскую святыню. Молодые монахи тоже помогали по хозяйству. Красивый сад и кладбище. На территории монастыря расположены несколько храмов, библиотека, большое здание с кельями, трапезная. Зашли в собор, почти нет свободного места, так много молящихся паломников. Кое-как пробрался к старосте, вписал на бумажку о здравии имена родных и болящего Виктора, взял свечи и поставил перед образами основателей - святых Амвросия, Антония и Льва. Присутствующие были настолько углублены в молитву, что не замечали никого вокруг. Большинство молящихся было молодых. Чудесно пел хор молодых монахов. Помолились и пошли прикоснуться к другим святым местам. Вышел я из собора и вижу, что стоят кресты над свежими могилами. Тут перед моими глазами предстала та бесовская картина, когда сатанист зарезал кинжалом трех молодых монахов. Во время праздника молодые монахи пошли звонить в колокола, а звонница временно находилась на земле, на деревянной площадке. Когда они шли, один за другим, к звоннице, то убийца сначала вонзил кинжал в спину последнему монаху, прямо в сердце. Монах без звука упал на землю, затем все повторилось со вторым и третьим. Сам же скрылся. Было разбирательство, но решили, что этот человек психически больной. Но как может психически больной человек наносить удар прямо в сердце, чтобы жертва даже не издала звука.
Постояли у свежих могил, и пошли в скит. Перед входом белые ворота и образа
основателей монастыря. Справа покосившийся домик, где жил святой Амвросий.
Здесь тоже стоит храм, есть библиотека, большое помещение с кельями и комнаты для рабочих. Грустно было видеть, что на месте скита живут неверующие люди, с огородами и домашним хозяйством. Нет квартир, чтобы их переселить, да и, по-моему, власти этого не хотят. Но ничего, все равно верующие победят. Рано или поздно все будет очищено от скверны. Подошли к Амвросьеву колодцу, выпили воды. Направились далее, к роднику, который был обнаружен святым Амвросием, там сделана закрытая купальня, куда по очереди заходят паломники искупаться в ключевой воде. А какая тишина в Оптиной пустыне! Постоянно что-то притягивает душу. На ночлег нас пригласил к себе известный и талантливый русский журналист Борис Костенко. Окна комнаты, предоставленной в мое распоряжение, выходили на Оптину пустынь. Какая это красота, особенно ночью! На следующий день рано утром пошли в монастырь к ранней литургии, с надеждой опередить всех и спокойнее помолиться в храме. Но не тут-то было, храм уже был переполнен, некоторые молились всю ночь. В Оптиной пустыне живет старец, но, к сожалению, он недомогал, и мы не смогли с ним встретиться.
Меня, как строителя, заинтересовало восстановление монастыря. Заметно было, что строители трудятся на совесть. На стройке работает много добровольцев, люди специально приезжают из разных уголков России потрудиться на благо монастыря. Побывали и помолились в женском монастыре, где работают, не покладая рук, молодые и пожилые монахини, сколько труда требует огород, но каким-то чудом все убирается, восстанавливается и расцветает, как после пронесшегося страшного урагана.
Возвращаться в Москву не хотелось, но опять настала пора прощаться с Россией, закончилось право пребывания на родной земле. Перед отъездом в Австралию обратился с письмом к главе города Москвы, чтобы провести праздник русской духовности и культуры в столице.
На следующий год, в начале мая, я был уже опять в России. В этот раз по приглашению Госкино для участия в кинофестивале "Золотой Витязь" как член жюри. Фестиваль проходил в городе Минске. Прилетел и сразу на поезд Москва-Минск. Из русской столицы ехало много участников, было занято несколько вагонов. Следующим утром поезд подвез нас к Минскому вокзалу. Встретили нас представители президента Александра Лукашенко, поприветствовали и сказали, что все мы являемся гостями главы государства. Рассадили по автобусам и повезли в гостиницу. Город оказался чистым и без пошлых реклам, спекулянтов и ларьков. Чувствовалось, что здесь есть хозяин. Расположение города тоже понравилось, особенно то место, где находилась гостиница. Участники и гости съехались из 25-ти стран, но в основном из России. Началась регистрация и выдача удостоверительных карточек, с фотографиями. Как только все устроились и позавтракали, всех пригласили на пресс-конференцию кинофестиваля. Николай Петрович Бурляев поприветствовал всех и поведал, что кинофестиваль материально поддержал Александр Лукашенко и правительство России. Некоторым недоброжелательным репортерам уж очень хотелось знать, на чьи деньги проводится кинофестиваль и каковы его цели. Особенно это интересовало журналистов неславянского происхождения. Их, видимо, пугал лозунг - "3а нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека", а главное, что это кинофестиваль славянских и православных народов. Но все это мелочи по сравнению с тем, как все радовались такому событию. Затем был отслужен молебен в православном храме при участии самого митрополита Филарета. Следом за тысячами людей со святыми иконами пошли по главной улице к памятнику святым братьям - просветителям славянского народа Кириллу и Мефодию, как покровителям кинофестиваля. Все движение на центральных улицах было перекрыто, чтобы освободить путь для православного шествия. Шли тысячи людей и пели молитвы. После посещения города Омска я не видел такого массового хода православных Отчизны. У памятника перед святой иконой равноапостольных Кирилла и Мефодия отслужили молебен. По окончании молебна митрополит поприветствовал всех, поздравил с праздником, благословил участников кинофестиваля и пожелал успеха в добрых делах. Затем с приветствием выступил Валентин Григорьевич Распутин и многие другие. Затем духовенство и народ вместе стали возвращаться в Собор, не обращая внимания на начавшийся дождь.
После такого торжественного и душевного начала не осталось даже тени сомнения, что кинофестиваль "Золотой Витязь" будет иметь успех. Вечером в главном концертном зале города прошло торжественное открытие, где присутствовал президент Белоруссии Александр Лукашенко, который выступил с очень умной и эмоциональной речью. Слушая его, я думал, есть же умные, смелые и преданные сыны Отечества. В нем я увидел крестьянина Минина. Дело теперь за князем Пожарским. Тогда Русь-матушка спасена от очередной напасти иностранно-политической, экономической, разрушительной и развратной. Все это политика, а мы на духовном празднике. Были представлены все члены жюри и режиссеры, чьи фильмы были заявлены на участие в кинофестивале. После официальной части все были приглашены на торжественный банкет в большой ресторан гостинцы. Вкусно закусывали, знакомились, пели и танцевали под оркестр. На следующий день началась трудная работа жюри: приходилось в течение шести часов просматривать фильмы. Те фильмы, которые я просматривал со своими коллегами – Юрием Тюриным и Николаем Олялиным, были документальными. В них была показана и излита вся боль и тревога за Отечество, начиная с кровавой революции 1917 года. Лично для себя я сделал много открытий. Большинство фильмов сделаны с любовью и самоотверженно, несмотря на безденежье. 3а шесть дней просмотрели более ста документальных фильмов из всех славянских стран. Конечно, было утомительно, зато поучительно, еще раз я увидел мир с другой стороны, с экрана. Самое трудное было решить, какие фильмы займут первое, второе и третье места, потому что все режиссеры вложили в них свои души, и как им будет обидно не получить награды, то есть одобрения. Во время кинофестиваля отметили 50-летие всеми уважаемого Николая Петровича Бурляева. Всюду знаменитого актера приветствовали люди, ведь он начал сниматься в фильмах с детских лет. Несмотря на то, что я был очень занят, все же выкроил время и сходил в оперный театр. Хотя голосов хороших, захватывающих не услышал, но все-таки побывал в театре. Ведь это мое призвание и разочарование.
Так прошла неделя в дружной семейной обстановке у гостеприимного белорусского народа, в красивом городе Минске. Опять расставания, слезы и надежды на новые встречи. По возвращении в Москву мне захотелось поехать на вятскую землю, на родину родителей великого Федора Ивановича Шаляпина. Позвонил талантливой писательнице, моей землячке по Китаю, Надежде Перменовой, в город Вятку и сказал: «Встречай, приезжаю через неделю». От неожиданности милая Надя растерялась, но обещала все приготовить для моего пребывания - встречи, выступления и знакомства.
Тем временем в Москве готовились отмечать юбилей поэта Александра Блока в селе Шахматове. И как же Шахматову не быть в Шахматове. Меня пригласили принять участие в праздновании. Собрались известные писатели, поэты и на автобусе поехали по направлению к Питеру. Для меня было волнительно и интересно прикоснуться к Шахматову - селу, где со своей супругой Л. Д. Менделеевой жил и творил талантливый поэт Александр Блок. Рядом, в Тараканово, где стоит разрушенная церковь, и где венчались Блок и Менделеева. Сначала нас пригласили в музей Александра Блока, в Солнечногорск, a затем рядом на полянке, на деревянной сцене стали выступать именитые гости. Как всегда ярко выступила Нина Карташова, со своими замечательными стихами. Сказал несколько слов писатель Михаил Алексеев, после Петр Проскурин и другие. А я гулял вокруг и наслаждался природой, но хорошо слышал через микрофон все выступления. Даже забрался на лошадку, вспомнил детство и проскакал по поляне. Как только слез с прекрасной рыжей лошади, меня сразу попросили выступить. Сказал несколько благодарственных слов в адрес поэта и спел для него романс «Гори, гори, моя звезда». Затем стали выходить молодые поэты и декламировать свои стихи, посвященные Александру Блоку. Меня же пригласил режиссер, и мы поехали в Шахматово, до которого было минут десять езды на автомобиле. Подъезжаем, перед нами открывается чудесное творение Бога! Большой холм, вокруг лес, внизу пруд, такая природная гармония красоты, что я, как ребенок, выскочил из автомобиля и побежал на вершину холма. На холме ровная поляна с густой травой, фруктовыми деревьями и кустарником. И, поддавшись первому порыву, я запел "Вижу чудное раздолье..." От неожиданности все присутствующие замерли. Что за чудак появился и еще поет на все Шахматово? А режиссер все снимает. Затем подбежала молоденькая и очень красивая журналистка с первого канала телевидения из программы "Утро" и попросила разрешения снять меня, а мне было все равно, снимает ли кто меня или слушает, я находился в своем мире. Милая девушка на ходу взяла у меня интервью и, когда она узнала, что я Шахматов, да еще и нахожусь в Шахматове, то не хотела меня отпускать, все интересовалась, кто я и что я. Потом я, как мальчишка, побежал к пруду, а режиссер несется за мной. Как же ему пропустить историческое явление? Хотя пруд был запущенный, заросший, но все же прекрасный. Вот так я познакомился с селом Шахматовым. К сожалению, от села-то ничего не осталось, даже следов. Строится какое-то непонятное строение из бревен, как сказали, будущий дом-музей Александра Блока, но настолько всё в запущенном и бесхозяйственном виде, что вряд ли скоро достроится и доведется до ума. Мне пришла мысль, как бы было хорошо, если бы мы, братья Шахматовы, строители, имели право здесь построить себе дом и восстановить усадьбу для будущих поколений.
Позвонила Надежда Ильинична Перминова и сообщила, что все готово для моего пребывания на Вятской земле. Через день я уже сидел в поезде Москва - Вятка. Поезд ночной, расположился в спальном купе, но мне не спалось: предстояло прикоснуться к корням гения Шаляпина. Да это и родина братьев Васнецовых. А еще там живет замечательный писатель Владимир Крупин. Утром меня встретили две красивые женщины - Надежда и Татьяна и повезли на квартиру. Надежда Ильинична постаралась на славу и подготовила насыщенную программу.
Прошло уже много лет с тех пор, как мы виделись с Надеждой, в городе Хайларе, Китае, так что было, о чем поговорить. Певцу же много разговаривать вредно. Она мне сразу подарила свою книгу и рассказала, в каком положении находится духовно-культурная жизнь в Вятке. Там есть монастырь, несколько храмов, музей Васнецова, театры, филармония, то есть город культурный и русский. Действительно, первое, что я заметил, что люди почти все с русскими лицами. Угостила меня милая хозяюшка шаньгами, с чаем, и мы пошли пешочком в монастырь. Монастырь находится в стадии восстановления, уже сияет своими храмами, куполами и крестами. В большом соборе шла служба, так что мы могли поставить свечи и помолиться Богу. Затем спустились к роднику и выпили святой воды. Прошлись по берегу реки Вятки, с необыкновенной красоты берегами. Все древние русские города основаны на берегах рек, и в самых красивых местах. Погуляли несколько часов, вернулись домой, чтобы отдохнуть, а вечером первый концерт.
На концерте присутствовали все деятели культуры и губернатор. А время было предвыборное, политизированное, все политики только мечтали, где бы появиться, чтобы попасть в объективы телевизионных камер. На вид губернатор был симпатичным, так что я не был против такой эксплуатации. Пришлось петь и отвечать на вопросы. Хотя я в России уже известен, но в городе Вятка был впервые, и вятичам было интересно со мной общаться. Тем более, что центральные СМИ часто искажают правду и откровенные высказывания. Вопросы везде одни и те же: как я попал на чужбину, как там русским живется, вернетесь ли домой, как вас принимает родная земля, что ждет наше Отечество? Встреча затянулась, было угощение, и я даже потанцевал с Танюшей, щекой к щеке. Утром меня пригласило местное телевидение для съемок в программе вечернего часа, то есть спеть и дать интервью. В студии аппараты не были приспособлены для моего голоса, все тряслось и пищало, режиссер только и просил петь тише, а то старая аппаратура развалится.
В интервью сказал, что для меня радость и честь быть на земле, откуда идут корни Ф.И.Шаляпина, величайшего певца в истории человечества. Милая журналистка спросила меня, каковы мои ощущения на вятской земле.

Ответил ей, что мне кажется, будто я уже здесь бывал и чувствую себя как дома. Действительно, у меня было такое ощущение. На следующий день мы поехали на место, которое носит название "Великоречие", туда должны были прийти паломники. Это вековые традиции вятского народа: каждый год в это время православные люди, старые и малые, идут из Вятки пешком несколько дней, с образом Николая Чудотворца. Даже советский период не смог остановить этот обычай. Начало этому было положено в далекой древности, когда православные крестьяне на берегу реки обнаружили икону святителя Николая и принесли ее в Вятку, но это было не угодно Творцу – Богу, и Он послал непогоду на этот край. Тогда священнослужители решили вернуть святую икону обратно, на то самое место, где она была обнаружена. Собрались тысячи людей и понесли святой образ обратно. Вот с тех пор каждый год в одно и тоже время ходят паломники из Вятки до Великоречия. Когда мы подъехали к Великоречию, где стоят собор и храмы, то увидели столько народа, что было трудно пройти. Это местные жители ожидали, когда подойдут паломники. Меня такое событие пробрало до слез. Вскоре подошли несколько сотен физически утомленных, но душой укрепленных паломников. Среди них я увидел замечательных русских людей - писателя Владимира Крупина и поэта Анатолия Гребнева. Под открытом небом был отслужен молебен святителю Николаю Чудотворцу. Многие уже взрослые люди принимали крещение, батюшки окунали их прямо в реку. Это было что-то не от мира сего. Весь день тысячи людей прославляли Бога и Николая Чудотворца, а некоторые оставались там на несколько дней. Только в ночь паломники пошли обратно в город. И все это в наше время! Не чудеса ли Господни! После такого события и обретения духовной пищи мне не хотелось ничего светского, в тот же вечер сел на поезд и уехал в Москву.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий