среда, 28 апреля 2010 г.

Первая Книга "Русская Вселенная" отрывок 16

ШВЕЦИЯ,ФИНЛЯНДИЯ,АНГЛИЯ,ИСПАНИЯ И ПАРТУГАЛИЯ

Северная природа своеобразна. По дороге раскрывались такие картины, что становилось опасно управлять автомобилем, того и гляди, съедешь с дороги. В городе Стокгольме ждали меня очень близкие друзья, Питер и Елви Лансенвелт. Он швед, она наполовину русская. В Швеции, как мне рассказала еще в Париже Таня Гедда, русских много, да и это родина ее знаменитого отца, тенора Николая Гедда. Так что ехал с возбуждением. Добрался поздно вечером, очень усталым. Хорошо быть независимым, но после того, сколько я проехал, стало тяжеловато. В своем замке меня очень мило встретила очаровательная пара – архитектор и художница. Такого красивого дома давно не видел. Питер с гордостью ответил: «Это я сам построил, а оформила красавица Елви. Весь декор, картины - из нашей коллекции, зеркало Людовика Х1V, скульптуры шведских королей и королев…» Я сразу ощутил, что нахожусь у монархистов!
За ужином Питер рассказывал мне о том, как он встречался с лидерами мира, а я ему говорю, что их избегаю за то, что они в двадцатом веке натворили, сколько революций, воин, трагедий, что породило духовный и физический геноцид над людьми и природой. И останется наш роковой век в истории человечества как самый кровавый. Такого уничтожения человечества никогда не было, все перевернуто верх ногами, нет народа, страны, где можно было бы спокойно и достойно жить. Слушая меня, Питер говорит: «Что, ты в президенты собрался?» После чего мы все от души посмеялись. Хозяюшка приготовила очень вкусную закуску, так что под нее с удовольствием пилась шведская водка. Хотя я выпивоха-то липовый, но за компанию с такими добрыми друзьями морщился, но пил. После бутылочки Питер уже заговорил об истории и стал извиняться и приговаривать, какие были тупые шведы, что пошли войной на Русь. Я ему говорю не только шведы, все лезут на русскую землю, чтобы отхватить природное богатство, поучить нас, как жить на белом свете, и не замечают того, что русская духовность, культура и наука влияют на развитие всего человечества. Лично могу подтвердить, уже проехал полвселенной и всюду сам это видел и ощущал. Тут вмешалась Елви: «Да, это так, я тоже много проехала и могу подтвердить». Несмотря на то, что Питер был уже выпивший, но учуял, что нас двое, поднял руки и сдался. Вся эта встреча была настолько забавна, что можно написать целый рассказ. Все дружно махнули руками на политику и решили петь. Первой запела на русском языке «Гори, гори, моя звезда…» милая Елви. И так хорошо, что мы замерли. Поели, попели и единогласно решили разойтись по хоромам. Я, как строитель, знаю, о чем говорю. Действительно хоромы! Утром все вместе поехали устраивать мои артистические дела. В Стокгольме было назначено только два выступления – сольный концерт и выступление с хором. Первое впечатление от города было не очень-то восторженное, он показался каким-то серым. Но зато светловолосые и голубоглазые шведки мне напоминали Грету Гарбо. Высокие, стройные и приветливые. Елви даже засмеялась, когда увидела мои блестящие глаза. Вечером пошли на концерт знаменитого немецкого баритона Германа Прея с программой шубертовских произведений. Это замечательный певец! Хорошая дикция, понимает и чувствует композитора. После концерта решили погулять по ночному городу. Идем по центру, все рассматриваем, разговариваем между собой, как вдруг из переулка выбегает группа молодых людей и начинает бить окна и витрины в магазинах. Такой дикости мы не ожидали, и связываться с такими разбойниками не решились. Просто могли бы получить так, что ноги бы не унесли. Питер сразу закричал: «Вот вам, демократия! Разрушай, развращай все на пути». Я говорю: «Питер, о чем ты говоришь, ведь в Швеции король, конституционная монархия». «Да вот эти подонки подкапываются под нашу королевскую семью, под монархический строй, управление государством. Вот это быдло и служит темной силе, которая всюду ведет подрывную работу», и пошел и поехал, наш Питер. Я такого свирепого шведа еще не видел, даже Елви своим глазам и ушам не верила. Пришлось нам обоим его успокаивать. По дороге домой Питер уже пришел в себя и стал запевать русские песни.
За два дня моего пребывания в Стокгольме с помощью добрых друзей, Питера и Елви, я хорошо познакомился с городом и шведским бытом. Выступления мои прошли «на ура». В православном русском храме помолиться не удалось - нужно было ехать в другой город, но так как я собирался дальше ехать в Финляндию, где много православных храмов, то этим успокоил себя. Добираться до города Хельсинки решил опять на пароме, уж очень весело получается. Вечерком закатил свой верный автомобиль, простился с друзьями и поднялся в каюту громадного пассажирского корабля. Народу около тысячи, и все молодежь. Это был специальный ночной рейс для развлечений и веселья. Многие так справляют дни рождения, свадьбы и другие юбилеи. Как только корабль отчалил, я начал рассматривать все его четыре этажа. Там и залы для спорта, казино, танцев, большой ресторан с танцевальной площадкой, рояль… Около двух часов понадобилось, чтоб осмотреть большой плывущий дом. Мне, молодому человеку весело – столько красивых девчат. Романтика! Только в десять часов вечера до меня дошла очередь ужинать в ресторане. Надел самое лучшее, что у меня было, как франт, только шляпы не хватало, и пошёл в ресторан. Шикарно все убрано, чисто, на столиках букеты цветов, играет музыка, все радостные. Меня Бог на этот раз не обидел, за моим столом оказалось больше девчат, чем ребят. Сначала я думал, что это все пары, женатые, а когда познакомились, то выяснилось, что все были свободные. Ну тут я совсем воспарял духом, можно поухаживать и не получить в ухо. Все плотно закусили, выпили и вышли танцевать на площадку. Какое счастье танцевать танго с красивой девушкой, да еще и на корабле! Только подумал это, как началась легкая качка, наклон то в одну сторону, то в другую и все, как на коньках закатались. Было забавно, громкий смех и крик. Танцующих пар как селедок в бочке. Балтийское море, видимо, решило пошутить с нами по-настоящему. Стало качать еще сильнее, уже пары повалились на пол, столики перевернулись, крик, а где уже и стон, потому что кто-то на кого-то свалился и придавил. Вскоре все оказались лежащими на полу, и стали по очереди выползать из ресторана. Многим стало дурно, тем более после обильного ужина. Зрелище было - хоть картину пиши. Я тоже выполз, встал на ноги и попробовал пойти по коридору, но не тут-то было: в коридоре все бледные, с тошнотой и плачем. Но, видимо, Бог сжалился, и вдруг наступило спокойствие. Надо было видеть эту картину, как после боя: все помятые, грязные, прически у девчат набекрень. Все исчезли в каюты. Я тоже поспешил принять душ и переодеться. Время уже подходило к полуночи. Но спать не хотелось. Вышел и пошел в танцевальный зал, где слышно было, играл оркестр. Я не поверил своим глазам! Люди, которые только что ползали грязные, косматые по полу, сейчас все, как один, чистые, красиво одетые, с прическами и цветами, как ни в чем не бывало, танцуют и веселятся. Вот что такое молодость! После этого все еще больше сдружились. Всю-то ноченьку мы веселились и незаметно подплыли к Финляндии. Уже появился на горизонте красавец город Хельсинки. Встретила меня милая дама, организатор концертов и устроила в роскошной гостинице, в самом центре города.
После такого плавания и бессонной ночи было сильное желание спать, но когда я увидел на горе русский православный собор и на главной площади памятник императору Александру Второму, то не могло быть и речи о кровати. Этот город мне показался русским. Да и тип людей был какой-то родной. Быстро освежился, переоделся и пошел гулять по незнакомому городу. Чем больше я ходил и всматривался в архитектуру, тем сильнее Хельсинки напоминал мне о России. А некоторые здания вовсе были в русском стиле. Такого наслаждения я еще не ощущал. Хотелось все увидеть, как можно скорее. Поднялся на гору к русскому собору и не поверил своим глазам, такого великолепия не ожидал. В соборе помещается несколько тысяч человек. Весь из красного кирпича, с красивой росписью и чудесными иконами. Узнал, что больше 30% финнов православные. Так меня все захватило, что я решил первому попавшему русскому человеку подарить свой автомобиль. Только подумал об этом, как около храма мне повстречался симпатичный средних лет человек, к которому я обратился, чтобы узнать, когда начинается богослужение в соборе. И он оказался Николаем, да еще и Ивановичем. Сразу завязалась интересная беседа, он мне рассказал о русской колонии в Финляндии. Затем он предложил мне показать город и окрестности. Добрый человек знал, где жил и похоронен русский художник, Илья Репин. Но так как у меня на этот день уже был план, то мы договорились встретиться завтра. Еще раз обвел глазами чудную панораму города с горы и спустился в центральную часть Хельсинки. Подошел к театру и читаю: вечером опера «Хованщина», М. Мусоргского с участием известного баса, Мартти Талвела, словно, как по заказу. Купил билет и пошел в гостиницу отдохнуть и приготовиться к театру. Иду по улицам, смотрю на надписи, но ничего не вижу, видимо так устал, не спав несколько ночей, что на ходу засыпал. Сначала даже напугался, вот, думаю, в расцвете лет начинаю слепнуть. Кое-как дошел до гостиницы, попросил девушку меня разбудить за час до начала оперы и грохнулся, не раздеваясь в кровать. Через несколько часов финская красавица меня разбудила, и я пошел в оперный театр. Внешний вид театра тоже напомнил мне русскую архитектуру. Народу было много, и я старался прислушиваться, не звучит ли русская речь, но, к сожалению, не повезло, не услышал ни одного русского слова. Оперу «Хованщина» я давно хотел послушать, да и сам пел партию Досифея. И вот поплыла за душу хватающая мелодия гения Модеста Мусоргского. Сюжет оперы очень сложный, и я боялся, что финнам не справиться, но когда запел хор и солисты, то я успокоился. Видимо, близость наших корней и историческая связь сыграли свою роль. Особенно хорош был Мартти Талвела. Доказательством было то, что я не заснул во время спектакля. В театре была Мали - мой импресарио, и она меня познакомила с дирижером, а главное, с басом Мартти Талвела. Утром встретились с Николаем Ивановичем и поехали на могилу Репина. Дорога хорошая. Уже конец сентября. Листья на деревьях, а особенно на березах, желтеют. Все создает необыкновенную красоту. Доехали до могилы, которая оказалась запущенной. Мы, как потомки, почистили все на могиле и вокруг, посидели на скамеечке, вспомнили великого художника, как человека и творца, перекрестились, поклонились и оставили осиротевшую могилу русского художника на финской земле.
Заехали на могилу великого финского композитора, Яна Сибелиуса. Было приятно видеть, что к нему постоянно подходят толпы людей и оставляют цветы на могиле. По дороге Николай Иванович много рассказал о себе и русских, которые здесь живут давно и о том, как финны относятся к ним. Он сам родился уже в городе Хельсинки и живет здесь как дома. Назавтра у меня концерт, я пригласил его, и мы расстались, так как мне нужно было идти на репетицию с хором. Выступления прошли хорошо. После концерта подошло много русских, но не было времени ближе познакомиться, был связан артистическими делами. А утром я уже должен вылетать в Англию. Провожать меня в гостиницу пришел Николай Иванович, и, когда мы обнялись по-русски, я ему в руку положил ключи от автомобиля и сказал: «Это вам подарок от русского певца». Он сначала ничего не понял, говорит: «Как так?» Я говорю: «Очень просто». И отдал ему документы со своей подписью владельца. Когда я уже сел в такси и посмотрел на него, то увидел слезы на его глазах.
В Лондон я летел охотно. Во-первых, предстоит встреча с Борисом Кристовым, а во-вторых, там много моих соучеников по Австралии. К тому же там прекрасный оперный театр «Коверн Гарден» и «Роял Алберт-холл», где мне предстоит выступать. С языком тоже полное удобство. В Лондон прилетел после обеда, когда весь город уже в полном движении. Решил остановиться не в центре города из-за шума, а около парка. Гостиница небольшая, но чистая и теплая. Что особенно необходимо для певца. Ведь в Лондоне, как известно, почти всегда идет дождь, очень сыро. Сразу расположили меня эти широкие королевские дворцы и улицы. Все-таки при монархе больше порядка и ответственности. Национальные, семейные и государственные традиции не дают свободы античеловеческим и антиприродным элементам. В первый день пребывания решил никого не видеть, прийти в себя, зная, что предстоит много важных встреч и выступлений. За все время моего путешествия я не смотрел телевидение. И как мне этот ящик показался диким, когда я включил его в гостинице Лондона! Какие-то рекламы с глупыми, а порой кощунственными сюжетами, и зачастую пошлые. А о фильмах и слов нет: одно убийство, насилие и разврат, и почему-то все американское, видимо, сами американцы не смотрят дома, а в чужой стране, пожалуйста! Все это жадность, желание заработать деньги любым путем, даже с ущербом для человечества. Но выход есть – вообще не включать телевизор! Через день начались встречи, и первым долгом с Борисом Кристовым. Надел плащ, сел в такси и поехал на репетицию оперы «Дон Карлос», Д. Верди, с участием Бориса Кристова, где он поет роль Филиппа II. Поскольку мы с ним договорились еще в Италии, то я ехал смело и возбужденно. Подъехал к театру «Коверн Гарден», заплатил водителю такси, хлопнул дверью и пошел встречаться с маэстро. Провели меня в комнату знаменитостей, и мы, как старые знакомые, обнялись. У него только что окончилась репетиция, и он имел время и желание наконец-то послушать меня. Естественно, и мне хотелось спеть для него. Поставил ноты на рояль перед репетитором Бориса Кирилловича и запел арию Фиеско из оперы «Симон Воканегра» Верди «А теле стремо…» В комнате потолки были высокие, и пелось легко. Когда я закончил, то маэстро подошел и обнял меня, сказал: «Чудесный голос, но эту арию петь еще рано».
Потом начал петь эту арию сам. Слушая его, я понял, что значит быть великим певцом. Несмотря на то, что он уже был преклонных лет, но мастерство пения говорило за себя. Я спел ему и арию Пимена из оперы «Борис Годунов», М. Мусоргского. Здесь он уже сделал только технические замечания, а когда я спел каватину Алеко из оперы «Алеко» Рахманинова, то он сказал: «Вот тут ты был хорош!» Затем я спел ему еще несколько вещей, более простых, и выдал все, что умею. Он был доволен, что меня послушал, и сказал: «У тебя все в порядке, только будь себе на уме в этом жестоком, но прекрасном мире!» Я ощущал такой подъем! Он дал мне почетный билет на премьеру оперы «Дон Карлос». Я поблагодарил его и стал одеваться. Надел плащ и решил достать книжечку, чтобы записать телефон маэстро. Засунул руку в карман и обомлел: нет ни паспорта, ни билета на самолет, ни кошелька с деньгами и дорожными чеками. Что делать? Потерял наличных денег больше тысячи фунтов, около двух тысяч долларов, дорожные чеки, билет на самолет в Мадрид, а главное, паспорт. Борис Кириллович смотрит на меня и спрашивает: «Что с тобой?» Я говорю: «Потерял все». Он говорит: «Не волнуйся, если деньги нужны, я тебе дам. А насчет документов, и главное паспорта, иди сразу же в австралийское посольство, тебе выдадут временный паспорт, и ты можешь быть спокоен». Поблагодарил маэстро и поспешил в посольство. И как назло, посольство в этот день было закрыто. Ходил, ходил по городу, решил вернуться в гостиницу и позвонить в Париж, чтобы друзья меня выручали. Дело уже было вечером. Позвонил в Париж, никто не отвечает, тут совсем настроение упало. Отказался от приглашения на ужин милой хозяйки гостиницы и закрылся в комнате. Эта ночь у меня была самая длинная. Конечно, не спал. Но дозвонился до друзей в Париже, которые успокоили меня, пообещав, что завтра кто-то из них прилетит в Лондон, с деньгами. Утром поспешил позавтракать и затем пошел в посольство. Только стал выходить из гостиницы, как телефонный звонок, и просят меня. Официальный голос: «Вы господин Шахматов?» Я говорю: «Да». «Нашлись ваши документы, подойдите по такому-то адресу». Тут у меня как будто тонна с плеч свалилась. Побежал бегом по адресу и получил паспорт, билеты на самолет, дорожные банковские чеки, а наличных нет. Но главное, паспорт и чеки! Опять на такси и в гостиницу, чтобы сообщить в Париж, что приезжать не нужно. И когда выходил из такси, то был очень осторожен, рассчитался и уверенно положил кошелек. Судя по всему, я выронил все, именно когда расплачивался за такси – вложил портмоне между пиджаком и плащом, он и выпал на тротуаре. Бывало и такое в моем путешествии! Настроение улучшилось, и я позвонил моей симпатии по консерватории в Австралии Ивон Кени, чтобы отметить мое пребывание в Лондоне. А вечером слушал Бориса Кристова в «Доне Карлосе». Театр прекрасный, весь в бархате, позолоте, королевские ложи и большая сцена. Прославленная оперная труппа, знаменитый дирижер, первоклассный оркестр. Билет у меня был в ложу, но я сел в конце зала, чтобы лучше видеть всю сцену, да и там легче ощутить мощь голоса и мастерство исполнения певца.
С удовольствием послушал грандиозную оперу. Борис Кириллович, хотя уже был немолод, но достойно спел партию Филиппа. Поблагодарив его за все, я занялся своими делами. Стал работать над репертуаром с другом Джоном Бейкеном – главным репетиром королевского оперного театра. Встретился и с красавицей певицей Ивон Кени (сопрано), мне было приятно узнать, что она имеет большой успех в Англии. Провел все свои выступления, нанял автомобиль и покатил по городам Англии. Первая остановка – город Оксфорд, затем города Бат и Бристоль. Везде красивая природа и очень зелено - из-за того, что выпадает много дождей. Через несколько дней вернулся в Лондон и в тот же день вылетел в Испанию. Город Мадрид мне сразу напомнил Париж - очень похожа архитектура. Но по духу, конечно, ничего общего. Все-таки англосаксы и латинский народ – две большие разницы. Если англичане - народ закрытый и суховатый в общении, то испанцы, наоборот, открытые и общительные. Время у меня было ограниченно, то есть одно выступление и интервью. Мне захотелось встретиться с князем Владимиром Кирилловичем, и он как раз в это время был в Мадриде. Обо мне он уже знал, так что охотно пригласил к себе. Проговорили мы с ним несколько часов, ощутили свою боль за матушку-Россию и расстались. Он произвел на меня очень приятное впечатление. Князь дал мне адрес дочери Марии, в Париже, где она жила со своим мужем. Незабываемое впечатление осталось у меня от музея «Прадо» – сколько национального богатства! Вечером посетил ночной клуб, где девушки, словно выточенные, танцуют фламенко. Какой стан! Какие красивые лица и фигуры! Как говорится, достали русскую душу. До самого утра наслаждались национальной музыкой, танцами. Здесь я вспомнил Аргентину и Италию. Через два дня я улетел в Португалию. Город Лиссабон очень большой и по духу такой же, как и все латинские столицы. Здесь у меня тоже было одно выступление. Поинтересовался русской общиной, но безуспешно. Мне сказали, что русские живут в городе, но не общиной. Нет того, что бы их объединяло. Город культурный, с театрами и музыкальными залами. Португалией у меня окончились гастроли, и я решил заехать в Африку.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий