среда, 28 апреля 2010 г.

Вторая книга "Русская Россия" часть 6

Вскоре улетел на гастроли в Европу, а затем в Канаду и США, где было приятно узнать, что весь человеческий мир слышал о сибирском духовном русском событии - Первом Всероссийском празднике русской культуры "Душа России". С каким торжеством он прошел! И как поднял национальное самосознание соотечественников! Особенно русские в рассеянии радовались этому историческому явлению. Но когда я прибыл из Монреаля в Лос-Анджелес, то американские таможенники остановили меня и пригласили в комнату, на разговор. Сначала я подумал, что какая-то ошибка, но начальник говорит, «что не можем Вас впустить». Я спрашиваю: «Почему? Ведь я имею Green card, то есть право на жительство и работу в США». Он отвечает: «Вы долгое время отсутствовали и много времени проводите в России». Я говорю: «У меня много причин для этого», и хотел перечислить, но он прервал меня: «Не надо. Мы у вас забираем Green card», а сам смотрит, как я буду реагировать. Я сказал: «забирайте» и протягиваю ему документ. Он, не ожидая такого поворота, растерялся и начал говорить, что «если Вы желаете, то можно это все обсудить и исправить, потому что США таланты покупает, а не отталкивает.». Но мне было уже все равно. С женой мы разошлись, как в море корабли, и я был готов распрощаться с «прогрессивной» и агрессивной страной. Говорю: «Дайте мне закончить все личные дела, и я обещаю вам, что больше никогда не вернусь в США». Он выписал мне документ, разрешающий несколько недель оставаться в Лос-Анджелесе, и забрал паспорт. Я возмутился: «Как так? Ведь это принадлежит австралийскому государству, и мне он нужен для передвижения по Калифорнии». Тогда он вернул мне паспорт и сказал, если я хочу получить обратно Green card, нужно прийти через несколько дней в такое-то место. Я взял паспорт, как можно скорее сделал все намеченные мной дела, сел на самолет и улетел в Австралию. С тех пор больше не был в очень «демократической, свободной, гуманной, цивилизованной» стране - США.
Провел в Австралии полгода, получил приглашение, российскую визу и вернулся в Россию. Вернулся в град Москву и познакомился с русским писателем и председателем Объединения союза писателей России Валерием Николаевичем Ганичевым. В это время писатели собирались на свой съезд в городе Орле, в русской глубинке, писательских краях. Валерий Николаевич пригласил и меня, так как уже подробно узнал о том, что мы провели такое чудо в Сибири, в Омске и области. Вечером на следующий день я был готов к отъезду и прибыл на вокзал. Писателей ехало много, так что заняли, чуть ли не, все вагоны. Меня поместили в двухместное купе. Расположился, сижу. Входит небольшого роста коренастый человек и устраивается напротив. У него открытое русское лицо, глаза сияют, перебросились несколькими словами и сидим, иногда поглядывая друг на друга. Поезд тронулся, и мы покатили в русский город Орел. Через некоторое время к нам зашли еще два господина преклонных лет, оба седые, благородной наружности. Мой спутник достал продукты и стал накрывать столик. Вижу черный хлеб, соленое сало, огурцы и пузырек с водкой. Стали все угощаться, и я тоже. Выпиваем, закусываем и друг на друга смотрим. Они не знали, кто я, а я не знал, кто они. Потом я говорю: «Я из Австралии, Александр Шахматов». «Так значит наш русский?» Я отвечаю: «На все сто процентов!» Когда же они стали называть свои имена: Михаил Алексеев, Сергей Михалков, Василий Захарченко, то тут хоть провались, ведь все они замечательные писатели земли русской, хотя и политизированные во многих своих произведениях. Я никогда их раньше не видел и принял за рядовых писателей. Но это создало особую атмосферу, и мы стали общаться теплее. Оказалось, что в поезде ехали также светилы русской литературы - Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Крупин и Леонид Бородин.
Рано утром поезд подкатил к вокзалу города Орла, и все вышли из вагонов. Получилась целая армия писателей! Всех посадили в автобусы и повезли в гостиницу. Проезжая по улицам русского города, мне казалось, что вот сейчас я увижу идущего поэта Тютчева, Бунина, Тургенева, сидящего на лавочке в саду, Аксакова и Платонова. Я не замечал людей, торопящихся куда-то, шум автомобилей и автобусов. Разместили всех в главной гостинице города и объявили, что скоро начнется сбор. Для меня было очень интересно узнать, о чем думают русские писатели, которые родились и жили в советский период России, так что я с нетерпением ждал, когда начнут заседать почитаемые писатели. И вот зал заполнился, на сцену вышли члены правления Союза, во главе с Валерием Ганичевым, и открыли съезд писателей России. Вступительное слово сказал председатель, а затем стали выступать все, кто подал соответствующую заявку.
С большим интересом выслушал выступление Валентина Григорьевича Распутина, он всегда говорит умно и на чистом русском языке. Душевным было выступление поэтессы Татьяны Смертиной. Были выступления и политизированные, неуместные, но они меня не интересовали, в них я не вникал. Несколько часов проходило собрание и завершилось выступлением главы Орловской области, писателя Егора Строева, который после краткой речи пригласил всех на ужин в ресторан. Несмотря на то, что в докладах много было сказано полезного и существенного, я сразу остро ощутил отсутствие духовности. Во-первых, не был отслужен молебен, к чему я уже привык на духовных мероприятиях, во-вторых, не было сказано ни одного слова о Боге, православной вере. Это меня насторожило и, когда появится возможность, я должен обязательно что-то сделать. Так как меня пригласили очень любезно, то я решил вечером дать концерт, с краткой программой, для писателей. Обратился к организаторам и предложил им свою идею. Они ответили: «Без проблем!» Я подумал: «Хорошо, что Танюша Петрова тоже приехала, в крайнем случай выручит».
В восемь часов вечера писатели уже были в зале и ждали, когда появится певец из страны кенгуру. С Татьяной Юрьевной приехал ее концертмейстер, который ноты читает с листа, как орешки щелкает. Я спел несколько романсов, расположил к себе писателей, потом решил сказать несколько слов. Говорю: «Вам трудно представить, какое значение имеет для меня находиться на земле, где родились, жили, творили величайшие русские писатели, не только потому, что я родился на чужбине, но из-за того, что я русский певец и человек. Я с трепетом слушал ваши выступления, и большинство из них трогали душу, но были и выступления, оставившие боль. Непонятно, почему некоторые ораторы говорили о России, как о бедной, мертвой и несуществующей, вроде того, что Её больше нет, тогда зачем мы собираемся и говорим о русской литературе и культуре? Ведь Россия-матушка не только жива, но и велика! Русские умы и таланты повлияли на развитие всего человечества. Пушкин, Достоевский, Рахманинов, Шаляпин, Сикорский и тысячи других великих русичей стали достоянием не только России, но и всего мира. Нет места на земле, где бы не было проявления русскости - не поверхностной, а глубинной и человечной. Так что Россия наша - это вечность! Болеет не Отечество, а мы с вами. Чересчур халатно относимся ко всему родному, духовно пали так, что заезжают шарлатаны и учат нас, как верить в Бога и как жить на родной земле. И все это из-за того, что мы отвернулись от Творца – Бога, от своих корней и истории. Возьмите литературу, культуру любого народа – итальянскую, французскую, греческую.., все они основаны на родном языке и религии. Почему же мы решили, что наша великая культура и литература основаны на советском языке и атеизме? Без русского языка и православной веры мы не поймем Пушкина, Достоевского, Тютчева, Тургенева и других русских гениев. Да и человек без веры в Бога, в себя, в Отчизну - трус, а трус обречен на политическое, экономическое и партийное рабство». Остановился, чтобы узнать, какой будет реакция. К моему удивлению, большинство писателей ответило теплыми аплодисментами. Спел еще несколько русских песен и романсов, и закончил свое выступление перед писателями России. Мое выступление в какой-то степени сняло напряжение. Что говорить, многие писатели смотрели на меня с недоверием. После я начал с ними общаться, а позднее с многими подружился.
В два дня писатели провели всю намеченную программу съезда. Посадили нас опять в автобусы и повезли в усадьбу Тургенева. На дворе уже было начало осени, но все еще зеленело, а листья на деревьях окрашивались в золотой цвет - красота волшебная! С нами ехали несколько жен писателей, и голосистых, они услаждали наш слух русским пением. И вот подъезжаем к земле, где родился, жил и творил великий русский писатель, который, как никто другой, украсил русский язык своей благородной простотой. Первое, что я заметил, как бережно было все убрано вокруг и на территории усадьбы. Особенно это выделялось на фоне всего разрушительного и перестроечного. На участке усадьбы много деревьев, аллеи, пруд, дом, где жил Тургенев с семьей, домики для прислуги и дворника. При входе в дом-музей нас попросили одеть на обувь потничные бахилы, для предохранения пола и от грязи. Десятки комнат были наполнены вещами, к которым прикасался русский гений умом и руками. После музея сделали общий снимок, и мне захотелось побыть наедине с природой, поэтому я удалился в рощу. Мне просто хотелось ни о чем не думать, дышать воздухом и любоваться божественной красотой. Пошел дождь, а мне было хорошо, я не боялся, что простыну и заболею, настолько меня захватил тургеневский дух! К сожалению, пришла пора ехать дальше. Остановились по дороге, где- нас встретили хлебом-солью, и журналисты с телевидения взяли интервью у известных писателей, не забыли и про певца.
Теперь направляемся еще к одному великому русскому классику - писателю Льву Толстому, в Ясную Поляну. Подъехали к знаменитому месту, и тут я увидел Ясную Поляну, о которой только читал в книгах. Здесь также все было по-хозяйски убрано. Я сразу увидел тот самый прославленный дуб, который уже устал от старости и низко наклонил ветки. Центр поляны, на которой стоят стройные деревья, разделяют тропинки, уходящие во все стороны белого света. Одна тропинка ведет к пруду, где стоит скамейка, на которой Лев Николаевич сидел, мечтал и творил. Все было идеально убрано, но чего не хватало, то это православного храма. Хоть Лев Николаевич на старости лет духовно был болен, но он с детских лет был православным, и на территории усадьбы стоял православный храм. Но, видимо, советский режим рассудил по-своему, и храм на родине великого писателя был снесен. Милые сударыни показали нам дом-музей, я написал свой восторженный отзыв в книге для гостей, опять в автобус и в ресторан на поздний обед.
По дороге в ресторан нам показали начальные школы. Меня обуял ужас, когда я узнал, что их содержат сектанты и их духовным учителем является Николай Рерих, который жил в Индии и исповедовал чуждую религию. И это все около Ясной Поляны, в сердцевине русского литературного богатства! Валентин Григорьевич Распутин сидел рядом со мной, он тоже был возмущен этим открытием. За столом я ему сказал, что писателям нужно сделать все возможное, чтобы на территории Ясной Поляны и около нее был православный храм, с русским священником, а то через несколько лет русское достояние превратится в сектантское и чужеземное сооружение. Опять разместились в автобусах и стали возвращаться в Москву. В автобусе, в разговоре с Валентином Григорьевичем Распутиным, я попросил его, чтобы он от моего имени обратился к губернатору Иркутской области с предложением провести праздник русской духовности и культуры в городе Иркутске и области. На что Валентин Григорьевич охотно согласился, тем более что слухи о празднике в Омской области еще витали над Русской землей.
За эти дни я смог познакомиться со всеми русскими писателями нашего Отечества, а с некоторыми даже подружился. Они подарили мне свои произведения, так что у меня образовалась целая библиотека.
В столице дворянское объединение пригласило меня на свое собрание, проходившее под Москвой, в Голицино. Сначала я отказался, но позвонила замечательная поэтесса Нина Карташова и уговорила меня поехать. Она мне сказала, что приезжают дворяне из всех стран. Прибыли мы на собрание и сразу в зал, где уже началось заседание. Сели на последний ряд, чтобы не нарушать программу и рассмотреть, кто присутствует на собрании. Один за другим выступали докладчики. Слушал я их и не понимал. Все они много и эмоционально говорили, но когда речь завершалась, возникал вопрос: о чем же шла речь? Каждый второй оратор почему-то картавил. Я спросил у Нины Васильевны: так специально учат в школах? Милая поэтесса понимающе улыбнулась. Во второй половине программы попросили меня промолвить что-нибудь на тему дня. Но так как я не ожидал такой чести, то говорил о том, что было у меня в голове на тот момент. Первое, это то, что почему-то все, кто выступал, говорили много, но чего-то не договаривали, не прозвучали ответы на вопросы: почему свершилась революция, кто ее делал, и кому она была нужна? Нет ответа и на вопрос: что нам сделать, чтобы исправить допущенную трагедию? А главное, ничего не сказано о русской православной духовности, культуре и науке. Как же без них мы хотим очистить и восстановить родной быт и государственность? Конечно, не всем понравилось мое выступление. Тогда, чтобы сгладить ситуацию, я решил спеть.
После окончания дворянского собрания почетных гостей организаторы встречи пригласили на банкет. Здесь я впервые встретился с русским писателем Владимиром Алексеевичем Солоухиным. По его словам, он приехал познакомиться со мной, что мне показалась странным. Великий писатель, несмотря на болезнь, специально приехал встретиться с Шахматовым. На банкете также было много выступлений и речей. Но самым потрясающим было выступление Владимира Солоухина, когда он прочитал своё стихотворение «Друзья» - «Россия еще не погибла, пока мы живы, друзья!» После такого выступления, никто больше не хотел ораторствовать, и вскоре мы с Владимиром Алексеевичем уехали из Голицына. Это была наша первая и последняя встреча.
Пришло время ехать на 200-летие города Екатеринодара - Краснодара, на Кубань. Туда уже начали съезжаться казачество, гости со всей Руси и из зарубежных стран. Встретил меня дорогой Виктор Гаврилович Захарченко, художественный бессменный руководитель и дирижер Кубанского казачьего хора, и, как гостя города, устроил в главной гостинице столицы кубанского казачества. Как только я вошел в гостиницу, увидел всюду казаков в полном обмундировании.
Юбилейный день начался молебном, затем парад Кубанского войска по главной площади и улицам города. Весь Екатеринодар, вся Кубань торжествовали! Когда духовой оркестр начал играть военные марши и по улицам строем пошли тысячи казаков, у всех наблюдавших потекли слезы. Здесь не было сомнений, что эти казаки настоящие. Вся площадь заполнилась казаками, и дружным громким «любо» стали встречать войскового атамана. Была такая картина, которую мы видели только в фильмах. Вечером Виктор Гаврилович устраивал торжественный концерт. А все, за что берется этот русский подвижник, проходит на высоком духовном и культурном уровне.
Самый большой зал был заполнен до отказа. Началась официальная часть, где со словом выступили губернатор края Николай Егоров, верховный атаман Кубанского войска Владимир Громов, городское начальство и почетные гости. Все говорили правильные праздничные слова. Появился на сцене гость из Германии и восторженно произнес речь через переводчика: "Для меня большая честь присутствовать на юбилее города и знать, что основательницей города была моя землячка Екатерина, особенно приятно, что город носит имя в честь императрицы!» Зал зааплодировал, и больше всех министр культуры России. Но мне и многим другим показалось странным слышать от солидного на вид немца допущенную неграмотность. Ведь город назван не в честь Екатерины II, а в честь святой Екатерины, которая жила задолго до появления императрицы. Также мне показалось, что министр культуры и большинство чиновников этого даже не знали. Меня Виктор Гаврилович тоже вызвал на сцену, но говорить не хотелось, да и всё уже сказал, когда был на кубанской земле в прошлый раз. Поэтому я запел балладу, слова которой отражают нашу настоящую жизнь: "Жило двенадцать разбойников».
Творческая часть программы началась выступлением знаменитого Кубанского казачьего хора, гимном Кубанского войска: "Ты Кубань, ты наша родина!" Весь зал встал. Затем полились раздольные казачьи песни, и началась лихая пляска. Казачий дух захватил всех присутствующих, и я убедился в том, что казачество должно стать одной из главных сил защиты Отечества от всех злых внешних нападений и внутренних недругов.
Город-именинник наполнился праздничным духом, а в Москве начался обстрел Белого дома, по телевидению стали показывать убитых людей на этот раз по-демократически. Все кровавое политизированное событие казалось странным спектаклем, ведь ни один главарь, депутат оппозиционного фронта, не был убит или ранен, а при любом бунте первым делом уничтожают зачинщиков-лидеров. Гибли обманутые, невинные, политически наивные люди, которых революционеры используют всегда и всюду. Как сказал, глядя на событие в Москве, один казак - это второй акт перестроечной программы, и трудно с ним не согласиться. Поблагодарив Виктора Гавриловича Захарченко, губернатора и атамана, я поспешил на другой праздник казачьего духа в город Царицын - Волгоград. Здесь я уже был не гостем, а инициатором и артистическим директором праздника "Казачий Покров".
Прибыл за неделю до начала, чтобы проверить все, что здесь приготовили мои доверенные лица. Главная часть работы выполнялась волгоградскими красавицами казачками, с которыми я познакомился на Урале - Мариной, Ольгой, Ириной, Маргаритой, Надеждой и Светланой. Они не только красивы, но и умны. В этом я убедился, когда прибыл в город-герой. Трудятся девчата на славу! Каждый день стали подъезжать артисты и гости. Кубанский хор тоже обещал подъехать к открытию. И конечно, все ждали уже прославленного казака, гения Алексея Мелехова. Волгоградские казаки со своим атаманом Александром Бирюковым тоже готовились к празднику. Я узнал, что атаман после нашей встречи на Дону, вскоре окрестился и обвенчался с супругой в Православном храме. И не понадобились ему никакие проповедники, так как сама душа захотела, а разум рано или поздно все равно покорится ей. Наступило и на Волге историческое событие - Первый всероссийский праздник "Казачий Покров". Губернатор и администрация тоже волновались, ведь немалая ответственность пала на плечи власти: как праздник пройдет, о том и узнает мир. А каким политикам нужна плохая слава? Открыли праздник молебном в великолепном соборе. Потом начался парад донских казаков и казачек. Я не верил своим глазам, как донское казачество изменилось, не стало открытого раздора, деления на своих и чужих. Сотни казаков в донской казачьей форме вышли на площадь, и все, как один, смотрят на своего атамана и ждут, что он прикажет. 3а этот год он стал для всех батькой-атаманом. Конечно, мне было очень приятно. Все казаки выстроились перед атаманом и на поздравления их и гостей с праздником Покрова Пресвятой Богородицы ответили дружно « любо» и «ура!».
Затем священник окропил и благословил всех казаков и наш праздник. По команде атамана казаки встали в строй и пошли по центральной улице к берегу Волги, где состоялось официальное открытие праздника. По дороге остановились около памятника защитникам города, во Второй мировой войне, отслужили походную панихиду, возложили цветы и поставили свечи. Двинулись дальше. Мне было интересно наблюдать за реакцией народа на все душевные и духовные действие. Были и такие, которые отрицательно относились к этой необычной картине, главным образом люди нерусского происхождения.
Концертный зал вмещал несколько тысяч человек и, несмотря на рабочий день, был переполнен. Много было журналистов, снимало телевидение. Концертная программа началась гимном Донского казачьего войска, и впервые все в зале встали!
Выступление Кубанского хора, Алексея Мелехова, Михаила Велесова, ансамбля "Станица" поставило всех на ноги, зрители долго не отпускали артистов со сцены. Постоянно звучало «любо! Любо! Любо!» А мне стало так легко, спала тяжесть ответственности и волнений! Тут я и подумал, что не случайно я оказался на родной земле. Началась неделя торжественных выступлений и ликования людей. Атаман станицы Алексеевской пригласил меня к себе в баньку, и подышать свежим воздухом. Атаман Иван не только по должности был атаманом, но и ростом в два метра, в плечах чуть ли не метр. Таких богатырей я давно не видал! Собрались все атаманы казачьего войска и поехали смыть городской пот. Баня была уже готова. Приехал еще один атаман с ближнего хутора, и тоже богатырь! Я спрашиваю: «Чем вы питаетесь, атаманы, что выросли в сажень?» Иван ответил: «Казачьим духом и всем тем, что рождает наша родная донская земля». Зашли в баню, разделись в предбаннике и вошли в большую комнату, где стоял длинный стол, накрытый разнообразной закуской. Все это приготовили две казачки. Сели все оголенные вокруг стола и начался банный пир. Все было настолько вкусно, что я забыл о воздержании от жирной пищи. Ел соленое сало, суп, холодец и запивал водкой. Закусили и париться! Зашел я в раскаленную баню и сразу присел на пол. Атаманы же наверх и начали поливать разогретые камни, чтобы добавить жару, для меня это было лишним. Уже через пять минут я выскочил из парилки как угорелый. Сел, прихожу в себя, а атаманов теперь не вытащить оттуда. Они парятся, парятся, а потом в холодный бассейн, затем опять париться.
Мне одному стало скучно, выпивать я не любитель, решил пойти обратно, будь что будет. Силой заставил себя забраться наверх, где все раскалено и сидят красные, как раки, атаманы. Вытерпел минут десять и прыгнул в холодный бассейн. Так стало приятно, и тут я понял, в чем секрет и прелесть бани! Все опять вернулись к столу, все это продолжалось и повторялось шесть часов. Как я спал в эту ночь - объяснять не нужно. Утром вернулся в город, где все театры, залы, площадки были заполнены артистами и народом. Так прошел еще один праздник на Руси. Зажглись души и сердца у соотечественников родным светом после долгих десятилетий интернациональной тьмы. Пробудилась в народе принадлежность к корням, истории, земле и Отчизне. Раскрылись глаза на ложь и предательство. Узнаваемыми стали враги-паразиты нашего народа. Становится яснее, что делать и как делать, чтобы не повторять грехи и ошибки, которые привели наш народ к бездне. И для этого не понадобились оружие, бои, кровь и смерть. Все можно одолеть здоровым духом! Почему начинаются конфликты, войны, революции? Потому что народ теряет свой национальный дух, честь и достоинство. Человека без духовного родного фундамента легко сагитировать, обмануть, напугать и превратить в быдло, раба. А русскому-то народу с богатейшей духовностью, культурой, традициями сам Бог не велел подчиняться бесовствующей силе. Не менее торжественно прошло закрытие праздника, и власти пообещали его сделать традиционным. Поблагодарив всех и сказав «до скорых встреч», понесся в поезде обратно в столицу Москву, где ожидали режиссеры и репортеры, чтобы начать съемки фильма.
В Москве познакомился с замечательным человеком и талантливым скульптором Вячеславом Михайловичем Клыковым. Слава не только творческий человек, но и великий патриот земли русской. Он возглавляет орган славянского единства, является ревнителем монархического быта. Без царя и самодержавия он не видит России. В этом и была главная причина, почему мы встретились. Нам не нужно было объяснять друг другу, кто мы и что мы. Перед нами сразу встал вопрос, что делать и когда. Он собирался со своей ратью на Белгородскую землю, где он уже сотворил своего рода чудо - воздвиг памятник всем, кто погиб, защищая Отечество, на Прохоровом поле, а сейчас будет проводить съезд монархистов-патриотов. Естественно, поехал и я. Сели вечером на поезд и покатили на древнюю русскую землю. Поезд довез за восемь часов, и рано утором нас тепло встретили белгородцы. Приехали большие группы монархистов из Питера, Москвы и других русских городов. Среди них были ученые, писатели, казаки и военные. Расселили всех в гостинице, накормили с дороги, и сразу же началось собрание монархистов России. Событие проходило в уютном зале, оформленном в монархическом духе. Были очень грамотные докладчики, причем очень молодые. Главной причиной созыва этого собрания было то, что в последние годы появилось много самозванцев - наследников дома Романовых, которых нагло навязывают усталому и растерянному нашему народу, как истинных наследников. И дошло до того, что уже разыграли сцену коронации царя, якобы сына Алексея-наследника. Конечно, никто серьезно не воспринял такую постановку, но это же насмешка и оскорбление русского народа! Ведь это видят молодое поколение и мир! Как же может русский человек хладнокровно смотреть на эту злую картину и ничего не делать в защиту достоинства русского народа, России! Съезд прошел очень успешно. Составили письма, обращения всем монархам разных стран: испанскому королю, британской королеве, японскому императору и другим монархам, с разъяснением и просьбой не верить появляющимся, как грибы после дождя, самозванцам. Закончился съезд молебном в белгородском соборе, а после все поехали на второе русское поле смерти и славы миллионов верных сынов и дочерей нашей Отчизны. На улице шел дождь, русское небо как бы плакало в то время, когда в соборе молились за упокой душ убиенных бойцов. Подъехали к великолепному историческому и героическому сооружению. На Прохоровке - поле, где всюду могилы и вновь построен большой православный храм, с домами и хозяйством, недалеко памятник павшим работы Вячеслава Клыкова – высокая стела с крестом, устремленным в небо. В это время, как по заказу, спустился густой туман, и через него кое-как пробивались лучи солнца. Невозможно выразить, какая это была картина. Было радостно и грустно. Радостно, что потомки так заботятся о памяти предков, грустно, что столько русских молодых солдат погибло, ведь они были подростками, которые еще не видели жизни. А сколько погибло мирного населения, все было перемешано и перевернуто, не было места, где бы сохранилась не раненая жизнь человека, животных и природы. Было грустно видеть, что на Куликовом и Прохоровом полях смешены крести и звезды. Это еще одно доказательство того, что насколько мы грешны и хладнокровны к своей земле и Отечеству. Позволяем себя делить и уничтожать.
После Вячеслав Михаилович поехал в деревню, навестить свою матушку, а я на поезде уехал в Москву. Не успел отдохнуть, как позвонили из Союза писателей России и приказали быть готовым - лететь с писателями в Якутию на Всероссийский съезд писателей. Быстро собрал все необходимые вещи и бегом к месту назначения. Через два часа мы уже поднялись в небо и летели куда-то очень далеко. Утром, вместе с солнцем, приземлились в городе Якутске. Еще с самолета я увидел великую реку Лену, и на девяносто процентов дикий северный край России. Встретило нас местное начальство, и на автобусах повезли в санаторий. Я подумал, что нас, видимо, хотят сначала полечить, а потом в здравом уме приступим к съезду. Но меня успокоили, сказали, что это вместо гостиницы. И действительно, нам были предоставлены удобные комнаты и здоровая пища. Первое впечатление от города было просто ужасное - все разбросано, грязно на улицах, дома набекрень, то есть бесхозяйственность уже вросла в почву. Но президент и администрация разъезжают на иностранных автомобилях. Съехались сюда почти все сибирские, забайкальские и приморские писатели. Как я был рад увидеть своего друга Анатолия Буйлова, из Красноярска. Мы встретились как родные. Анатолий сообщил, что у него в семье прибавление - жена родила доченьку. Назавтра гостеприимные якуты решили нам показать, как они живут. Посадили в автобусы, если можно их назвать автобусами, и повезли по пыльной дороге на фестиваль якутской культуры. Вот уже второй раз я попал в «пыльное положение», вся одежда в пыли и только глаза блестели, но было не так обидно, потому что я не один был таким, все остальные тоже получили свою дозу якутской пыли. Наконец-то, живыми, доехали до места фестиваля.
На поляне среди кустарников расположились люди, в национальных одеждах, наряженные и украшенные животные, горят костры. Ходят несколько шаманов и что-то нашептывают. Увидев нас, даже олени подняли свои головы. Вроде того, что за странные существа появились и еще припудрились землей, чтобы их не узнали? Национальные костюмы были очень красочны! Началась программа и нас всех повели цепочкой под дугу из ветвей, как нам объяснили, идет процесс изгнания нечистого духа. Затем стали нас развлекать национальными музыкой и танцами. И очень задушевно. Вызывали поплясать и некоторых писателей. Толя Буйлов, как охотник-профессионал, сразу нашел общий язык с якутами и увлекся какой-то национальной игрой, и так ловко, что всех обыгрывал. Затем стали угощать. Было все вкусно, но я не стал спрашивать, что это такое. Запивали кумысом. Как только усердное гостеприимство окончилось и можно было вздохнуть, я пошел побродить и пообщаться с народом. Окружили меня молодежь и пожилые люди, и стали расспрашивать об Австралии, для них пятый материк – это что-то с другой планеты. Многие даже не верили, что я из Австралии и что есть такая страна. Потом вижу, молоденькие девчата окружили шамана и хихикают. Старый шаман серьезно гадает девчатам. Сначала он что-то говорил каждой по отдельности, потом одну посадил на колени и стал делал массажи, вдруг девица теряет сознание. Шаман над ней водил руками и что-то приговаривал, но она не возвращалась в жизнь, тогда он видит, дело неладно, начал ее бить по щекам, чтобы привести в чувство, и кое-как ему удалось помочь ей вздохнуть. Оказалось, шаман ей сильно надавил артерию и кровь перестала поступать в голову. Одним словом, чуть не угробил девицу, после этого все разбежались от фальшивого целителя и предсказателя.
Подходит ко мне молоденькая якутка и говорит: «Вам сегодня здесь стараются показать, как хорошо и счастливо мы живём в Якутии, но не верьте этой показухе. Мы больше года не видим хлеба, крупы, овощей и фруктов, едим только одно мясо и уже озверели». Хотя я уже заметил, как нам все преподносили, но такого откровения местных жителей о своих правителях не ожидал, тем более что сейчас в моду вошло хвастаться процветанием и независимостью - то одних, то других народов. А тут услышать такое, и еще от молоденькой якутки. Закончилась официальная часть праздника, гостям показали, как живет Якутия, и также пыльно и тряско повезли нас обратно в город. Не доезжая города Якутска, завернули в новую деревню, построенную на западные деньги, в канадском стиле. Увидели мы эти домики. На фоне того, что мы видели в городе, конечно, они были хороши. Затем пригласили в школу, где, как нам поведали, воспитывается новое якутское поколение, которое будет в будущем управлять Якутией. Заходим в новое здание, проводят всех в большой зал. Все писатели расселись поудобнее и ждут, чем в этот раз будут удивлять. Появляется молодой американец и на английском языке через переводчика начинает приветствовать гостей, затем приглашает своих воспитанников-музыкантов, маленьких девочек и мальчиков, занять места на сцене и начинает дирижировать оркестром. Зазвучал американский джаз и музыка кантри. Именитые и неименитые писатели обомлели. Меня тоже это привело в ужас. Пригласить русских литераторов и демонстративно показывать, как мы счастливы, что американская музыка звучит на нашей земле, вроде того, что отсталая русская культура нам больше не нужна. Я хотел встать и уйти, но пожалел невинных детей. А многие писатели встали и ушли. Здесь вопрос не стоял, играть или не играть эту музыку, но как играть, зачем и перед кем. Так мы получили еще один гостеприимный подарок, с сожалением сели в автобусы и покатили по «прогрессивным» и «независимым» дорогам к санаторию. Поужинали и разошлись все молчком по комнатам.
Следующий день обещал быть приятным, начальство решило нас покатать по могучей реке Лене. Для меня это было событием — плыть по Лене! Утром несколько сотен пассажиров по трапу поднялись на большой теплоход, с нормальными каютами. Меня, как дальнего гостя, поместили в односпальную. Я учил, что Лена - река многоводная, но такой величины я не ожидал. Местами она была шириной несколько километров, а глубина - только Господь знает. Направились мы по течению к морю Лаптевых. Начали открываться виды, один другого краше. Что может быть лучше, чем плыть на теплоходе по русской реке и любоваться живописной природой? Капитан, русак, был опытным и вел большую лодку уверенно и плавно. На обед причалили к дикому берегу. Все сошли на свежую почву и начали жарить оленье мясо. Несколько часов чтимые писатели резвились на берегу, а затем вернулись на палубу. Плывем дальше, то с одной стороны берега, то с другой появлялись деревни, поселения, в которых в основном живут русские, и когда подплывали близко, то доносились до нас голоса: "Не забывайте о нас". Я сначала не понимал, но мне один писатель объяснил, что русские сейчас здесь бесправны и живут в нищете, несмотря на то, что их в Якутии проживает больше 70%, и все хозяйственники, то есть работают честно, где только могут. После такой картины и такой весточки у меня упало настроение, даже природа как-то потускнела. Всё мучил вопрос, как это возможно? На теплоходе я познакомился с русским прозаиком Петром Красновым, из города Оренбурга, и мы, как земляки по Уралу, быстро подружились. Я ему сразу подсказал идею - провести праздник русской духовности и культуры в городе Оренбурге. Написал письма главам города и области с просьбой посодействовать в организации праздника. Я уже, как опытный организатор, расписал программу на семь дней праздника и передал Петру. Сутки плавали по реке и, насладившись до восхищения Леной и природой, мы вернулись в Якутск. Быстро освежились, переоделись и поспешили на грандиозный концерт, посвященный якутской культуре. Я люблю и уважаю любую культуру и бытие, тем более, если это не ущемляет другие народы. Открылся занавес, и началась программа. Выступила прекрасная оперная певица, затем хороший бас спел русские песни. Но, когда начал выступать якутский народный ансамбль песен и плясок, тут было одно удовольствие. В каждом народе есть что-то свое душевное и самобытное. Движение рук, ног и тел было настолько естественно и необыкновенно, что захватывало. Моментально забыл, что я нахожусь в политизированном месте Великой России, где в любое время может взорваться народная бомба. В конце программы вызвали на сцену и меня, посмотреть, что за человек-кенгуру. Ввиду того, что я не готовился, да и не было музыкантов, которые могли бы мне подыграть, то решил сказать что-нибудь об Австралии, зная, насколько это любопытно северному народу. Сказал, что мне из Австралии оказаться в Якутии, как свалиться с неба, и передал привет от кенгуру оленям, что вызвало смех в зале. Ощущая трение, якут с русскими, я попросил дорогих хозяев нашего пребывания открытыми глазами смотреть на все, что сейчас происходит в Отечестве, а сам глянул в зал и вижу, что смотрят на меня тысячи прищуренных глаз. Продолжаю, что в Австралии тоже проживает около 150 национальностей и есть большая русская колония, и если поступать по перестроечному рецепту, то мы тоже можем объявить русскую республику в Австралии, но это будет самоубийство. Сейчас в труднейшее и опаснейшее время на планете народам нужно объединяться, особенно духовно, чтобы выжить и сохранить человеческую жизнь на Земле. У каждого народа есть родина, но и есть Отечество, государственность, которая веками создавалась нашими доблестными предками, якутами и русскими. Не забыл обратиться и к писателям: «Вы, писатели России, не забывайте того, что являетесь наследниками Пушкина, Достоевского, Тургенева, Есенина и многих, многих других создателей богатейшей отечественной литературы. Весь мир знает, ценит и благодарит русских мыслителей, пророков-писателей за то, что они повлияли на развитие мысли и открыли глаза на человеческое зло, вырождение и гибель. Вы обязаны не только душевно, красиво, правдиво, назидательно писать, но и вашим пером и разумом доблестно защищать человеческое достоинство, национальную честь и великое тысячелетнее государство!» И быстро удалился со сцены. Но народ требовал, чтобы я вернулся на сцену, что было неожиданно и радостно!
На следующий день нас посадили на президентский самолет и отправили в Москву. Летя над великими просторами России, я с горечью сознавал, что в северной части России отношение к русским жителям, как к пленным, и что нам не дали пообщаться с ними.
В Москве я провел несколько мастер-классов с молодыми певцами, сходил в Большой театр на балет, встретился с Валентином Григорьевичем Распутиным и узнал от него радостную весть о том, что праздник в городе Иркутске состоится. А тут опять печальное напоминание: «Ваша виза, маэстро Шахматов, окончилась». Пора улетать в Европу на заработки, а то на родной земле с голоду умрешь. Но жить без России я уже не мог, даже Европа меня не развлекала, а на США я давно поставил крест. Кое-как дождался следующего лета и получил приглашение для въездной визы в российском посольстве. И это, чтобы попасть на родную землю, какая глупость.
Вернулся в Москву и прямо на юбилей Александра Сергеевича Пушкина. В первый же вечер позвонили из Союза писателей России и попросили принять участие в праздновании: на следующий день выступить около памятника великому поэту и затем на вечере в Колонном зале. Утром встал пораньше, чтобы выкупаться и с чистым телом пойти на встречу с гением земли русской. Около памятника на площади уже собралось много народа и, увидев меня, замечательный русский поэт Костров пригласил подойти к памятнику, где уже стояли Ганичев, Распутин, Шафаревич, Селезнев и другие. Появились телевидение, журналисты и начались выступления, обращенные к Пушкину, к России, Как самому чтимому русскому писателю, Распутину было предоставлено первое слово! Валентин Григорьевич вкратце сказал о значении Пушкина для русской литературы. Селезнев, будучи политиком, без политики не обошелся. Выступил и я, сказав, что благодарен Богу, родителям и русской земле за то, что породили такого сына – Александра Пушкина. Произведения Александра Сергеевича переведены на все языки мира и являются достоянием не только России, но и всего человечества. После выступали все желающие. И продолжалось это до самого вечера, одни уходили, а другие с цветами и словами приходили. Среди почитателей было много молодежи.
В переполненном Колонном зале на сцене стоял большой портрет поэта, в зале сидели русские ревнители родной литературы. Вечер начался с молитвы, которую пропел замечательный хор из семинаристов под управлением монаха. На сцену выходили многие русские писатели и поэты и от всей души высказывали признательность величайшему поэту рода человеческого. Дошла очередь и до меня. Я сказал, как Александр Сергеевич нам нужен именно сейчас, в наше потерянное, бездуховное, бескультурное, материалистическое, политизированное и экономизированное времечко. Удивительно, почему-то на таком торжественном вечере не было представителей власти. Это торжество могло бы им напомнить, какова жизнь и как надо достойно, с честью и ответственностью жить. Пламенные выступления продолжались несколько часов, а затем меня пригласили на банкет. Придя туда, я увидел совсем не тех людей, которые выступали только что на сцене, а уже замкнутых и не очень разговорчивых. Значит, кто-то присутствует из правительственных структур. Такую обстановку я терпеть не могу, вскоре покинул зал.
На следующий день сел на поезд и поехал на Первый всероссийский праздник русской духовности и культуры "Душа России" в город Воронеж. Встретили меня начальник по культуре Соловьев с заместителем и главный режиссер праздника, директор филармонии Харчев. Познакомились на платформе и повезли они меня на казенной «Волге» в гостиницу. Гостиница оказалась правительственная, предоставили мне огромные хоромы и доложили, что здесь даже останавливался Леонид Ильич Брежнев. Тут я увидел, как вожди жили. Спальная, гостиная, большая ванная со всеми удобствами. Они сразу ознакомили меня с намеченной программой и спросили, нет ли вопросов. Я ответил, что пока нет. Оставшись наедине, решил проверить, нет ли где микрофонов-подслушивателей, а то последнее время стал замечать, что кто-то прослушивает мои разговоры, особенно в Москве. Хотя у меня секретов нет, весь мир знает, что я делаю, где и с кем. Везде служу любимой и родной России. Но все же неприятно, да еще на родной земле. Но если они где и были, то где же их найдешь, так спрятаны, что нужно все перевернуть, чтобы найти. Пришлось успокоить свое любопытство. Назавтра пресс-конференция, где нужно будет объявить всю программу для журналистов. Собрались все деятели культуры - писатели, музыканты, певцы, актеры и художники. Мне все было любопытно, ведь я не знал, что здесь приготовлено, должность инициатора и артистического директора - громко сказано. Пресс-конференция затянулась. Все хотели высказать свое мнение и пожелания. Были и вопросы от журналистов. По окончании меня пригласила на интервью милая русская девушка, журналистка, с областного радио. Большинство вопросов и ответов были связаны с программой праздника. Но ее интересовало, почему русский человек, родившийся где-то за пределами Отечества, занимается очищением и восстановлением русской духовности и культуры на родной земле. Почему наша великая русская духовность и культура так пали? Что касается рождения русского на чужбине, то для русского православного человека нет никакой разницы, где он появился на белый свет, главное, что он родился русским и остался им. У него также болит душа за свой народ и Отечество, даже еще сильнее, чем у того, кто родился на родной земле и живет дома, потому что он острее ощущает свою принадлежность и самобытность. Как не служить Отчизне? Ведь она наша матушка, а в духовном, культурном и научном смысле - Вселенная. Как ей не помочь, когда она в беде и смуте? Что касается упадка духовности и культуры, то здесь совершенно другая картина, отличная от той, которую вы преподносите. Что такое духовно - культурное явление? Это великие русские святые, подвижники, духовенство, писатели, художники, композиторы и ученые, то есть это вечность. Куда исчез святой Сергий Радонежский, Пушкин, Достоевский, Ломоносов, Глинка, Рахманинов, Шаляпин, Павлова и тысячи других творцов? Они все на месте и продолжают творить. Если же мы, люди, пали духовно, культурно, то это не значит, что наше великое духовное, культурное и научное наследие пало и погибло. Так что во всем человек виноват сам. Бедная девушка даже не мигала, слушая меня.
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий