среда, 28 апреля 2010 г.

Первая книга "Русская Вселенная" отрывок 8


Величайший певец,Федор Шаляпин!

Вот наступают святые дни Рождества Христова! Торжествуют православные люди по всей Вселенной. Все храмы переполнены молящимися, а в Главном соборе собралось столько народа, что полиция была вынуждена перекрыть улицу. Мне показалось, что было около трех тысяч человек. Для меня впервые встречать праздники вдали от родных было нелегко, но помогло общее ликование русских, на американской земле. Разговляться меня пригласила многочисленная и патриархальная семья Ильиных – это в доме Сашиной бабушки. Дружное семейство напомнило мне о нашей семье.
Тем временем до концерта уже оставалось несколько дней. Отказался от всех приглашений, стал серьезно готовиться к первому выступлению в США. Приезжали русские, чтобы послушать меня, из окружающих городов, в том числе и дружок моего отца, Илья Иванович Яковлев, из Лос-Анджелеса. Словом, событие предстояло знаменательное не только для меня, но и русского рассеяния. Как сказал Леонид Петрович Бенхин, такое происходит в городе Сан-Франциско второй раз, первое было, когда Николай Гедда давал благотворительный концерт, на благо собора. Это меня еще больше заставляло ответственно провести выступление. И вот день концерта! Погода хорошая, утром проверил голос, звучит, что самое главное, от этого поднимается настроение. Заранее приехал в Концертный зал, чтобы спеть несколько вещей, распеться, а затем отключился от всего, до самого выхода на сцену. Распорядитель сцены сообщил мне, что публики тьма-тьмущая! От чего мне стало радостно и волнительно.
Первый звонок в зале. Начинаю делать легкую гимнастику, снимая напряжение всех мускулов, несколько глубоких вдохов и приседание на стул. Второй звонок, полная тишина, закрытые глаза - в голове идет просмотр первых произведений программы. И последний звонок, встал, перекрестился и к выходу на сцену. Вышел, я больше не Александр Шахматов, а певец в мире, где даны ему слова и музыка, чтобы он исполнил их так, как просят его композиторы и либреттисты, то, что от него и ожидают уважаемые слушатели. И вот пианист играет волшебные ноты Глинки, и я запел «Уймитесь волнения страсти…» сдержанным звуком, то есть меццо-воче, на чем и основывается любое произведение. По окончании – аплодисменты, здесь певец уже знает, как он спел. Дошло время до самого ответственного произведения – монолога Бориса Годунова «Достиг я высшей власти…», и в самый драматический момент, когда я набрал глубокое дыхание, лопнул ремень, мне нужно было незаметно поддерживать его рукой и продолжать петь. Когда я закончил и начал раскланиваться, ремень оказался в руке, многие решили, что так нужно, а те, кто заметил неловкое положение, еще больше аплодировали. И вот последний номер, когда я уже распелся и успокоился, вошел в келию исполнителя – отдаешь все! Как бы благодарность всем. Публика приняла залетного певца хорошо. Пришлось спеть еще несколько русских романсов и песен на бис. Ощущалась усталость, ведь тяжело для певца пускать первую ласточку. Много было благодарности и цветов, особенно от своих, русских! После в Русском центре был банкет. Сразу после концерта позвонил родным в Австралию. Дорогой Илья Иванович был очень счастлив, что сынок его дружка Васи имел незаурядный успех. Он мне сразу же доложил, что концерт в Лос-Анджелесе уже объявили и что в Голливуде не такая большая русская колония, как в Сан-Франциско, но есть гарантия, что все они будут на моем концерте.
Побывал на русском кладбище, поклонился всем прекрасным и великим русским людям, ушедшим в иной мир на чужбине, особенно углубились мои мысли около могилы неповторимого и непобедимого молодого русского боксера Андрея Шиляева, которого убили за то, что он служил только России и его не смогли купить.
Ввиду того, что следующее мое выступление не скоро, меня пригласили посмотреть, как живут русские фермеры в штате Орегон, десять часов езды на поезде. На что я охотно согласился. Собрался и сел на дневной поезд, чтобы полюбоваться природой западной части Америки. Поезд чистый, удобный и совсем не заполнен, видимо американцы больше ездят на автомобилях. Встретил меня бородатый великан, Петр Калугин, с открытым лицом и душой, и на большом грузовике повез меня в русские деревушки. И вот заезжаем в поселение, на главной улице стоит церковь, окрашена в золотой и голубой цвета, с высоким крестом, домики разного стиля и построения, по улицам бегают, играют дети в красочных русских рубашках-косоворотках, девчушки в сарафанах, в платочках и все как один краснощекие и здоровые. После современного оформления нашего, так называемого цивилизованного, мира все это казалось сказкой. По русскому обычаю сразу пошли помолиться в храм, познакомились с кротким батюшкой и отправились на ужин в дом Петра. Там уже хозяюшка с невестками постарались, приготовили такой стол с разными домашними закусками, что глаза разбегались. Петр Алексеевич прочел «Отче наш», и мы удобно расселись на самодельные стулья. Появилась и бражка, хозяин промолвил, что это специально для редких гостей. Закусили и выпили в меру и стали уже по-братски разговаривать. Петр сказал, что они тоже из Китая, затем попали в Бразилию, где жили своей жизнью и занимались сельским хозяйством. Дожили уже до того, что все стали родственниками, то есть уже не за кого было выдавать дочерей, вот и решили просить американское правительство, чтобы их приняли, и дали в аренду землю. Наши русские в Турции тоже были в таком же положении, и они также переехали сюда, вот так все и съехались на чужой земле. «И, слава Богу, живем неплохо», - добавила милая хозяюшка. Через некоторое время вбегает одна из дочерей и докладывает: «Батенька, баня скоро будет готова!» Меня домашняя пища и интересный разговор уже унесли в необъяснимое царство, а тут еще и баня! Пошли с добродушным хозяином попариться и смыть загрязненные осадки эфира, которые все больше и больше захватывают планету. «Банька, так банька, - подумал я, все чисто, на месте, по-хозяйски». Сели в предбаннике, выпили квасу и пошли. Я, как неопытный парильщик, через час уже выскочил, как пробка, из раскаленной до предела бани и ходу. Побыл некоторое время на улице на свежем воздухе и зашел в дом. Милая Ксения Федоровна сразу дала мне какого-то сока, я так упарился, что даже не ощущал вкуса, уложила в постель, и я больше ничего не помню. Утром встали, а стол уже опять накрыт, все свежее и вкусное, тут еще после вчерашней еды не можешь прийти в себя. За завтраком Петр говорит: «Саня, хочешь со мной завтра поехать на Аляску?» «Как так, на Аляску?» – спросил я. «Очень просто - ответил хозяин, там тоже живет много наших, русских и уже начинается сезон охоты». Тут он меня поставил в такое положение, что я не знал, что делать. А так как до следующего концерта было еще две недели, то я решил рискнуть и согласился. Весь день Петр Алексеевич знакомил меня с поселенцами и хозяйством. Огороды и участки, с фруктовыми деревьями, были все ухожены. Все приспособлено для орошения. А какие овощи и фрукты! Да, вот что значит, когда есть хозяин! И я подумал о своем русском народе на родной земле в России.
Чуть заря выехали на легковой машине, по направлению города Сиэтла, где тоже проживает много русских, и Петр их уже предупредил, что мимо будет провозить знатного гостя, так он меня всем представлял, чтобы они готовили встречу в Русском культурном центре. Словом, переполошил всех. Через час уже заехали в красивый город Сиэтл, и мне показалось, что мы оказались в ботаническом саду, столько всюду зеленых деревьев и разных цветов! Действительно, вся община собралась посмотреть и послушать русского певца, из далекой Австралии. Соскучились русские души по родной песне, да еще и в исполнении русского певца, а не русскоговорящего иностранца, с коммерческим подходом. Пообщались несколько часов и, конечно, опять вкусили русской пищи, потом стали собираться в путь, так как нам предстояло еще ехать четыре часа до границы, а затем на ночлег, в канадский город Ванкувер. Хотя люди стеснялись, да и воспитание не позволяло попросить меня спеть, но такой теплый прием и их внимание заставили меня спеть несколько русских песен. Распрощались, проезжая около православного русского собора, перекрестились и выехали на ровную дорогу. Пока мы ехали по красивым живописным местам, наслаждаясь природой, председатель Русского центра Сиэтла позвонил председателю Русского центра города Ванкувера и сообщил, что едут, встречайте!
Подъехали к границе, пограничник посмотрел на нас в окно автомобиля, отдал честь и сказал «проезжайте», а я уже был готов представить паспорт. И так мы заехали на территорию, где тысячи озер, великолепные горы, здоровый растительный и животный мир! Решили остановиться в гостинице, так как русские угощения набавили вес молодому певцу. Но от встречи с соотечественниками я не отказался, потому что в этом была главная цель поездки. Расположились в номерах гостиницы, часок вздремнули, и, как по заказу, телефонный звонок, приятный голос приветствует нас с прибытием. А мы не в курсе дела, кто и как узнал о нашем приезде. Ну, конечно, телефонная связь сработала, это был председатель Русского центра, Николай Лозовский, города Ванкувера. Он сказал, что ему уже сообщили. «Вот это да», подумал я, «мир маленький». Вскоре за нами подъехала машина, и мы оказались опять среди земляков. Здесь, видимо, организационный аппарат первоклассный, они встретили нас не только всей общиной, но и хором с оркестром. Проявили все свое внимание и гостеприимство. А когда хор запел про Кудеяра «Господу Богу помолимся», то я не вытерпел и из зала запел «Жило двенадцать разбойников…». Все было так естественно, что даже трудно описать. До полуночи общались. Возвращаясь в гостиницу, я говорю Петру: «Ну, если меня ждет то же самое на Аляске, то я буду похож не на певца, а на японского борца- сумо». Но на душе было радостно. Вставать утром не торопились, до отлета в порт Хоммер оставалось много времени. Был Крещенский день, и уже прозвенели колокола православного русского храма. Так захотелось помолиться! Быстро помылись, надели русские рубашки, и пошли в храм, на торжественную литургию в день Крещения Господня. Храм небольшой, но очень хорошо расписанный, старенький батюшка задушевно произносил возгласы, дружно пел маленький хор. По окончании Богослужения батюшка окропил нас святой водой и благословил в дорогу. Вылетели на маленьком самолете - мест на двадцать пять, а через несколько часов приземлились в порту. Встретили нас здоровые ребята с маленькими бородками, в красочных рубашках с поясами, и повезли в городок Николаевск. Дорога была примитивная, если был бы дождь, то наверняка бы застряли. Но, хотя и с пылью, все же благополучно доехали. Въезжая в городок, я не поверил своим глазам, мне показалось, что я где-то на Руси – всюду были русские дети, юноши, взрослые и все одеты в национальные одежды. Неверелось, что это возможно в наше бестрадиционное время, когда многие народы уже стесняются надевать родные одежды. Да и постройки тоже были в русском стиле – деревянные дома, с резьбой на дверях, а в центре поселения чудесный храм. Пригласил меня заехать к себе священник Кондрат Фефелов, несмотря на то, что у него своих душ-то было больше десяти. А у Петра здесь десять семей родственников, так что он оставил меня в надежных руках и ушел. Ему нужно было приготовить все к охоте. Матушка Ирина начала хлопотать с доченьками об ужине, а мы, мужской род, удобно расположились на скамеечке под деревом, и началось еще одно открытие для меня. Батюшка начал рассказывать о тех временах, когда они жили в Китае.
Начал с того, как их отцы и деды ходили охотиться на тигров, и как одному из них тигр сорвал кожу с пол-лица лапой. И как они в культурную китайскую революцию, рискуя жизнью, добирались до границы и затем уезжали в разные страны белого света. Большинство его родичей попало в южноамериканские страны – в основном в Аргентину. Там сеяли хлеб, сажали огороды, держали домашних животных, словом, жили независимой жизнью и снабжали продуктами аргентинцев. А где-то в шестидесятые годы переехали в США. «Народ наш трудолюбивый, любит землю, знает, как на ней без ущерба работать, вот и вымолили у американского правительства участок земли и сами построили вот этот городок», с достоинством сказал отец Кондрат. «Всё делали своими руками, без инженеров и архитекторов. Сначала была деревушка, а теперь уж настоящий город, есть школа, магазины, библиотека, и уже американцы стали селиться у нас. Приедут посмотреть и не хотят уезжать. Открыли здесь верфи, естественным способом, без современной техники, строим катера для рыбной ловли. Уже много заказов, только спина иногда побаливает. Скоро придет сезон на рыбу и мы, все мужики, уйдем далеко в океан, на своих катерах, ловить рыбу. Забрасываем такие длинные сети, аж несколько километров! Ловим тоннами и сдаем прямо на японский пароход-фабрику, где сразу делают консервы. Мы на наши катера ставим самые сильные моторы, от «Роллс-Ройса», сильные и выносливые, а то, бывает, поднимется буря и начнет бросать так, что на слабеньком-то моторе не спасешься. Бывало, наши ребята уходили под воду навсегда. Сейчас вот мужики уже готовятся к сезону охоты. Вот так, слава Богу, и живем». «А какое у вас ощущение, батюшка, жить на этой земле?» спросил я. «А мы живем здесь как на родной земле, не признаем все эти шахер-махеры, купи-продай, ведь это Русская земля, вот и чувствуем мы себя как дома! Да поезжайте и посмотрите: везде следы наших предков, сколько одних только православных храмов стоит. Даже эскимосы православные . Так что нет, мы родного ничего не предаем!»
На этом месте и оборвалась наша беседа, раздался нежный голос старшей доченьки: «Добро пожаловать, стол готов!» Девушки торопились еще и потому, что у них вечером будет девичник - одна из дочерей собралась замуж, и сегодня подружки будут ее оплакивать, провожать в самостоятельный семейный путь. Вся пища была рыбная, постная, так как была среда. Но такая разнообразная и вкусная, что пост, наверное, покажется масленицей. Тихо, без разговоров закусили, и я вышел погулять по улицам городка. Долго гулял по русскому поселению и наслаждался тем, как люди могут жить в гармонии с природой. Я видел, как дети искренне веселятся, их чистые и громкие голоса звенели, как колокольчики, напоминая мне, человеку из цивилизации о том, что такое жизнь не в разрез матушке природе, что такое семейные устои, как нужно беречь свое национальное достояние, и как благодарить Бога за все, что Он нам дал для того, чтобы мы были достойными людьми. Тем временем уже вечерело, и пора было возвращаться в уютный дом батюшки. Да и мне очень хотелось увидеть, как будет проходить девичник, ведь мы, городской народ, уже все обряды позабыли. Вернулся как раз в тот момент, когда девушки с косичками в красивых сарафанах и платьях сидели вокруг стола и пели печальные старинные русские песни. Так захватило душу, что я прослезился.
Утром пришел Петр и сказал, что все уже готово для охоты на лося. Через несколько часов выезжаем. Пригласил меня, но я отказался: во-первых, время на исходе, пора лететь в Лос-Анджелес, да и не могу видеть, когда убивают животных. Достаточно убийств на городских улицах и по телевидению. Распрощались, как братья родные, и он уехал. Смотрел я ему вслед и думал, какие еще есть люди на земле!!!
Продолжение следует.

Комментариев нет:

Отправить комментарий